Федеральный закон об унитарных предприятиях

Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный
закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального
унитарного предприятия (далее также — унитарное предприятие), права и
обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и
ликвидации унитарного предприятия.

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации правовое положение государственного
унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также —
унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок
создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

1. Федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для
оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также
хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем,
вправе открывать счета, покрытые (депонированные) аккредитивы в кредитных
организациях, заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада
(депозита) с кредитными организациями, приобретать ценные бумаги кредитных
организаций, если валютой соответствующего договора является рубль (ценная
бумага номинирована в рублях), только в случае, если кредитная организация
соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктом 8 и абзацами
первым, вторым и пятым пункта 9 настоящей статьи, и включена в перечень,
предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи, за исключением случаев,
определенных пунктом 4 и абзацами третьим и четвертым пункта 9 настоящей
статьи.

2. Федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для
оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также
хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем,
вправе открывать счета, покрытые (депонированные) аккредитивы в кредитных
организациях, заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада
(депозита) с кредитными организациями, приобретать ценные бумаги кредитных
организаций, если валютой соответствующего договора является иностранная валюта
(ценная бумага номинирована в иностранной валюте), только в случае, если кредитная
организация соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктом 8
и абзацами первым, вторым и пятым пункта 9 настоящей статьи, и включена в
перечень, предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи, за исключением случаев,
определенных абзацами третьим и четвертым пункта 9 настоящей статьи, а также в
иностранных банках, действующих в соответствии с правом страны своего места
нахождения.

Правительство Российской Федерации вправе установить требования к
иностранным банкам, в которых федеральные унитарные предприятия, имеющие
стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности
Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым
или косвенным контролем, вправе открывать счета, покрытые (депонированные)
аккредитивы, заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада
(депозита), а также срок, в течение которого указанные федеральные унитарные
предприятия и хозяйственные общества должны расторгнуть договоры банковского
счета и договоры банковского вклада (депозита), заключенные с иностранными
банками, которые перестали соответствовать установленным требованиям.

Перечень
иностранных банков, соответствующих установленным требованиям, не реже одного
раза в три месяца после установления Правительством Российской Федерации
указанных требований размещается федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, на его
официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» с указанием даты размещения.

Федеральный закон об унитарных предприятиях

3. Федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для
оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также
хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем,
уведомляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять
функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма, о каждом открытии, закрытии,
изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов в
иностранных банках, заключении, расторжении договоров банковского счета,
договоров банковского вклада (депозита) с иностранными банками и внесении в них
изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг иностранных банков в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для
оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также
хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем,
вправе открывать счета, покрытые (депонированные) аккредитивы, заключать
договоры банковского счета, договоры банковского вклада (депозита) с государственной
корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности
(Внешэкономбанк)» в случае, если это предусмотрено Федеральным законом от
17 мая 2007 года № 82-ФЗ «О банке развития».

5. Федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для
оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также
хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем,
имеющие счета в кредитных организациях и заключившие договоры банковского
вклада (депозита) с кредитными организациями, которые перестали соответствовать
требованиям, установленным в соответствии с пунктом 8 и абзацами первым, вторым
и пятым пункта 9 настоящей статьи, и были исключены из перечня кредитных
организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, должны расторгнуть
договоры банковского счета и договоры банковского вклада (депозита) с такими
кредитными организациями в течение ста восьмидесяти дней со дня размещения
Банком России на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» соответствующего перечня кредитных организаций.

Правительством Российской Федерации может быть принято решение о
продлении срока, в течение которого федеральные унитарные предприятия, имеющие
стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности
Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым
или косвенным контролем, должны расторгнуть договоры банковского вклада
(депозита).

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и условия
отчуждения федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое
значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской
Федерации, а также хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или
косвенным контролем, принадлежащих им ценных бумаг кредитных организаций,
которые перестали соответствовать требованиям, установленным в соответствии с
пунктом 8 и абзацами первым, вторым и пятым пункта 9 настоящей статьи, и были
исключены из перечня кредитных организаций, предусмотренного пунктом 10
настоящей статьи.

6. Со дня исключения кредитной организации из перечня кредитных
организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, срок действия
договоров банковского вклада (депозита), договоров об открытии покрытых (депонированных)
аккредитивов, которые были заключены федеральными унитарными предприятиями,
имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и
безопасности Российской Федерации, а также хозяйственными обществами,
находящимися под их прямым или косвенным контролем, с такой кредитной
организацией, не может быть продлен.

7. Со дня исключения кредитной организации из перечня кредитных
организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, на банковский счет,
открытый по договору банковского счета или договору банковского вклада
(депозита) федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение
для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, или
хозяйственным обществом, находящимся под его прямым или косвенным контролем, в
такой кредитной организации, не могут быть зачислены денежные средства, за
исключением процентов по договору банковского счета или договору банковского
вклада (депозита).

1) кредитная организация имеет собственные средства (капитал) в размере
не менее размера, установленного Правительством Российской Федерации по
согласованию с Банком России, и соответствует дополнительным требованиям,
установленным Правительством Российской Федерации;

2) кредитная организация находится под прямым или косвенным контролем
Банка России или Российской Федерации.

9. При установлении дополнительных требований к кредитным организациям,
указанным в подпункте 1 пункта 8 настоящей статьи, Правительство Российской
Федерации вправе определить требования к ценным бумагам кредитных организаций,
которые вправе приобретать федеральные унитарные предприятия, имеющие
стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности
Российской Федерации, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым
или косвенным контролем, и установить лимиты размещения средств такими
федеральными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами в кредитных
организациях в зависимости от размера собственных средств (капитала) кредитной
организации и (или) уровня кредитного рейтинга, присвоенного российской
кредитной организации по национальной рейтинговой шкале для Российской
Федерации.

Правоспособность унитарного
предприятия

1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие
предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного
предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня
внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц
с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не
установлено его уставом.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские
счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований,
установленных статьей 24.1
настоящего Федерального закона.

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения
формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать
сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального
предприятия.

3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным
законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

Фирменное наименование унитарного
предприятия и его место нахождения

1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и
вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное
предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное
наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Полное фирменное наименование государственного или муниципального
предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное
государственное предприятие», «государственное предприятие» или
«муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества
— Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное
образование.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке
должно содержать слова «федеральное казенное предприятие»,
«казенное предприятие» или «муниципальное казенное
предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую
Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на
языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в
русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации,
за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму
унитарного предприятия.

Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия
устанавливаются Гражданским кодексом Российской
Федерации.

2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его
государственной регистрации.

3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним
осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса
орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Филиалы и представительства унитарного
предприятия

1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества
может создавать филиалы и открывать представительства.

Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на
территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований
настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами
территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством
иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или
открываются представительства унитарного предприятия, если иное не
предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное
подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и
осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции
представительства.

3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное
подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия,
представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.

4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются
юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным
предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом
создавшим их унитарным предприятием.

Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия
назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности.
При прекращении трудового договора с руководителем филиала или
представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием,
выдавшим ее.

Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою
деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за
деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее
их унитарное предприятие.

5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах
и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия
сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган,
осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Участие унитарных предприятий в
коммерческих и некоммерческих организациях

1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих
организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с
Федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками)
кредитных организаций.

2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или
некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника
имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного
общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию
акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника
его имущества.

Правительство Российской Федерации вправе определить кредитную
организацию, не соответствующую установленным в соответствии с пунктом 8
настоящей статьи и абзацами первым, вторым и пятым настоящего пункта
требованиям, имеющую право на открытие счетов и покрытых (депонированных)
аккредитивов, заключение договоров банковского счета и договоров банковского
вклада (депозита) с отдельным федеральным унитарным предприятием, имеющим
стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности
Российской Федерации, и (или) хозяйственным обществом, находящимся под его
прямым или косвенным контролем.

Правительство Российской Федерации вправе определить кредитную
организацию, не соответствующую установленным в соответствии с пунктом 8
настоящей статьи и абзацами первым, вторым и пятым настоящего пункта
требованиям, имеющую право на открытие счетов и покрытых (депонированных) аккредитивов,
заключение договоров банковского счета и договоров банковского вклада
(депозита) с федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое
значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской
Федерации, и хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или
косвенным контролем, в случае, если в отношении кредитной организации действуют
меры ограничительного характера, введенные иностранным государством,
государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным
(межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного
объединения и (или) союза, или в случае, если такая кредитная организация
находится под контролем либо значительным влиянием лиц, в отношении которых
действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством,
государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным
(межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного
объединения и (или) союза.

При этом такая кредитная организация включается
Банком России в перечень, предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи, на
основании уведомления Правительства Российской Федерации не позднее рабочего
дня, следующего за днем поступления указанного уведомления.

Правительство Российской Федерации вправе определить требования, которым
должны соответствовать кредитные организации, указанные в подпункте 2 пункта 8
настоящей статьи, для целей осуществления операций (сделок), указанных в абзаце
первом пункта 8 настоящей статьи, с федеральными унитарными предприятиями,
имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и
безопасности Российской Федерации, а также хозяйственными обществами,
находящимися под их прямым или косвенным контролем.

1) о размере собственных средств (капитала) включенных в такой перечень
кредитных организаций при условии представления кредитной организацией в Банк
России согласия на раскрытие указанной информации;

2) об участии кредитной организации в системе обязательного страхования
вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в случае участия
включенной в перечень кредитной организации в системе обязательного страхования
вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в соответствии с
Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании
вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

11. Банк России опубликовывает размещенный в соответствии с пунктом 10
настоящей статьи на официальном сайте Банка России в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечень кредитных
организаций в официальном издании Банка России «Вестник Банка
России».

12. Положения пунктов 1 — 7 настоящей статьи распространяются на
хозяйственные общества, находящиеся под прямым или косвенным контролем
федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для
оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в случае
включения указанных хозяйственных обществ в утвержденный Правительством
Российской Федерации перечень.

13. Днем исключения кредитной организации из перечня кредитных
организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящей статьи, признается первый
рабочий день, следующий за днем размещения Банком России на своем официальном
сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» такого
перечня кредитных организаций.

1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению
собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским
кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными
федеральными законами.

В случаях, установленных Федеральным законом, реорганизация унитарного
предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или
нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения
уполномоченного государственного органа или решения суда.

слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных
предприятий;

разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных
предприятий;

выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных
предприятий;

преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной
организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом
или иными федеральными законами случаях.

3. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или
присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

4. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а
также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода
права собственности на его имущество к другому собственнику государственного
или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской
Федерации или муниципальному образованию).

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи
имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или
муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации
или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся
соответствующие изменения.

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной
регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

5. В случае, если иное не предусмотрено Федеральным законом, имущество
унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения
или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество
реорганизованного унитарного предприятия.

При преобразовании казенного предприятия в государственное или
муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение
шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим
к государственному или муниципальному предприятию.

6. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением
случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной
регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему
другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с
момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о
прекращении присоединенного унитарного предприятия.

7. Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения
о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему
кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в
которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц,
сообщение о таком решении.

При этом кредиторы унитарного предприятия в течение
тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с
даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме
потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств
унитарного предприятия и возмещения им убытков.

8. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации
унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а
также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений
осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о государственной
регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления
кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника
реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия
несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного
предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним
имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в
стоимостном выражении.

Ответственность руководителя
унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам
собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования).

2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное
образование не несут ответственность по обязательствам государственного или
муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность
(банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные
образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных
предприятий при недостаточности их имущества.

1. Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и
исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия
добросовестно и разумно.

2. Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом
порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его
виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества
унитарного предприятия.

3. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о
возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю
унитарного предприятия.

Учреждение унитарного предприятия

1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская
Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия
принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами
исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких
органов.

Абзац 2 пункта 2 статьи 8 утратил силу согласно
Федеральному закону от 23 мая 2016 г. № 149-ФЗ.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской
Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного
самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких
органов.

3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства
Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением
органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в
соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право
принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного
самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого
органа, предоставлено право принятия такого решения.

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в
том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской
Федерации;

необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач
(в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а
также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для
обеспечения продовольственной безопасности государства;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными
законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в
отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции,
находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей
безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота
или ограниченно оборотоспособной.

если преобладающая или значительная часть производимой продукции,
выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных

нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в
том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской
Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта,
реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров,
выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством
ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции,
обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота
или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и
ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными
законами исключительно для казенных предприятий.

5. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и
предмет деятельности унитарного предприятия.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным
предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного
управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и
заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством
Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации или органами местного самоуправления, в отношении
федеральных государственных предприятий, права собственника имущества которых
осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ
«О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», —
Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», в отношении
государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых
осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О Государственной
корпорации по космической деятельности «Роскосмос», — Государственной
корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».

Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве
хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении
определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Уменьшение уставного фонда

1. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.

2. Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными
государственными органами Российской Федерации, государственными органами
субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Уставы
унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в
соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском
центре «Институт имени Н.Е. Жуковского», утверждаются федеральным
государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский
центр «Институт имени Н.Е. Жуковского».

Уставы государственных
унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в
соответствии с Федеральным законом «О Государственной корпорации по
космической деятельности «Роскосмос», утверждаются Государственной
корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».

Уставы унитарных
предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии
с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский
институт», утверждаются федеральным государственным бюджетным учреждением
«Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

указание на место нахождения унитарного предприятия;

цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника
имущества унитарного предприятия;

наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор,
генеральный директор);

порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а
также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в
соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового
права нормативными правовыми актами;

перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок
формирования и использования этих фондов;

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.

4. Устав государственного или муниципального предприятия кроме сведений,
указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере его
уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о
направлениях использования прибыли.

5. Устав казенного предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3
настоящей статьи, должен содержать сведения о порядке распределения и
использования доходов казенного предприятия.

6. Устав унитарного предприятия может также содержать иные не противоречащие
настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам положения.

7. Внесение изменений в устав унитарного предприятия, в том числе
утверждение устава в новой редакции, осуществляется по решению государственного
органа Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии
«Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности
«Роскосмос», федерального государственного бюджетного учреждения
«Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Жуковского», федерального государственного бюджетного учреждения
«Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»,
государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного
самоуправления, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия.

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного
предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке,
предусмотренном статьей 10
настоящего Федерального закона для государственной регистрации унитарного
предприятия.

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного
предприятия в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их
государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным
законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную
регистрацию юридических лиц.

1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия
определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы
кредиторов такого предприятия.

2. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может
формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных
прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия
определяется в рублях.

3. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять
не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных
федеральным законом на дату государственной регистрации государственного
предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не
менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных
федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального
предприятия.

4. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут
быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться
уставный фонд государственного или муниципального предприятия.

5. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

1. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен
быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с
момента государственной регистрации такого предприятия.

2. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления
соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и
(или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному
предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного
ведения, в полном объеме.

1. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального
предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том
числе после передачи государственному или муниципальному предприятию
недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве
хозяйственного ведения.

2. Увеличение уставного фонда государственного или муниципального
предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого
собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности
такого предприятия.

3. Решение об увеличении уставного фонда государственного или
муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества
только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого
предприятия за истекший финансовый год.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с
учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов
такого предприятия.

4. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда
государственного или муниципального предприятия собственник его имущества
принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Документы для государственной регистрации внесенных в устав
государственного или муниципального предприятия изменений в связи с увеличением
его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного
фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены
в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Непредставление указанных в настоящем пункте документов является
основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав государственного
или муниципального предприятия изменений.

1. Собственник имущества государственного или муниципального предприятия
вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить
уставный фонд такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может
быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше
определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом минимального
размера уставного фонда.

2. В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов
государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его
уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять
решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или
муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых
активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном настоящим Федеральным
законом порядке.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов
государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного
настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации такого
предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость
чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда,
собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен
принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Стоимость чистых активов государственного или
муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в
порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти.

3. Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, собственник
имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести
календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об
уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до
минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации
государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать
от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного
исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

4. В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего
уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в
письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего
уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в
котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц,
сообщение о принятом решении.

При этом кредиторы государственного или
муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им
уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования
указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения
обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков.

Статья 21. Руководитель унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе,
осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке,
установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических
лиц.

2. Для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются
решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации,
уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или
органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав
унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого
за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор)
является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества
унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен
собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного
предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает
в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает
структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу
работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые
договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном
законодательством.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений
собственника имущества унитарного предприятия.

2. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем
(участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой
оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного
самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме
преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься
предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или
членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за
исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в
должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в
забастовках.

Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке,
установленном собственником имущества унитарного предприятия.

3. Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности
предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества
унитарного предприятия.

4. В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в
соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть
образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные,
научно-технические советы и другие).

Статья
10. Государственная регистрация унитарного предприятия

имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве
хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого
имущества;

доходов унитарного предприятия от его деятельности;

иных не противоречащих законодательству источников.

2. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве
хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого
имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному
предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено
решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права
оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами
Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных
бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических
лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. При переходе права собственности на государственное или муниципальное
предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного
или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного
ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

1. Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым
имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно,
за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

2. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать
принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог,
вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного
общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без
согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

3. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное
предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности
осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом
такого предприятия.

4. Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия
собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов,
поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой
требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть
предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может
осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

1) сдавать такой земельный участок в субаренду, за исключением случая,
предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи, а также земельных участков (в том
числе искусственных земельных участков, созданных в соответствии с Федеральным
законом «Об
искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в
федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации») в границах территорий морских портов;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам
(перенаем), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи;

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал
хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в
производственный кооператив.

6. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором
земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, с согласия собственника имущества такого предприятия сдает
указанный земельный участок или его часть в субаренду либо передает свои права
и обязанности по договору аренды земельного участка или его части концессионеру
в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного
земельного участка или его части в целях создания и (или) реконструкции объекта
концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру
по концессионному соглашению имущества или осуществления концессионером
деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

7. В случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о
концессионных соглашениях, государственное или муниципальное предприятие
участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и
осуществляет отдельные полномочия концедента, предусмотренные концессионным
соглашением.

1. Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом
распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской
Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или
иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия
уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом
распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного
органа местного самоуправления.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или)
размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия
собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию
(работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему
имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в
пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели
которой определены уставом такого предприятия.

1) сдавать такой земельный участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам
(перенаем);

Уменьшение уставного фонда

1. Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой
прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены
уставом унитарного предприятия.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков
унитарного предприятия.

2. Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды
в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом
унитарного предприятия.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным
предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

1. Собственник имущества государственного или муниципального предприятия
имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося
в хозяйственном ведении такого предприятия.

2. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в
соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после
уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки,
которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными
органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами
местного самоуправления.

2.1. Федеральные государственные предприятия, права собственника
имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1
декабря 2007 года № 317-ФЗ
«О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или
Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической
деятельности «Роскосмос», часть прибыли, остающейся в их распоряжении
после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляют в доход
соответственно Государственной корпорации по атомной энергии
«Росатом» или Государственной корпорации по космической деятельности
«Роскосмос» в порядке, в размере и в сроки, которые установлены этими
государственными корпорациями в соответствии с указанными федеральными
законами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

3. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется
Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной
власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector