Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)
Налоговый статус филиалов и представительств - Методический журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке»

Налоговый статус филиалов и представительств

Определение терминов

Прежде всего, оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства.

В то же время, статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Понятия «филиал» и «представительство» приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно положениям данной нормы, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Помимо этого, филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е.

ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом, филиал может выполнять все виды деятельности организации, либо некоторые из них.

Бухгалтерская отчетность представительства иностранной организации

Согласно законодательству, иностранные представительства, действующие на территории РФ, имеют право не вести бухгалтерский учет по правилам, установленным Законом N 402-ФЗ, если они ведут учет доходов и расходов и иных объектов налогообложения в порядке, определенном налоговым законодательством РФ.

На начало финансового года необходимо утвердить учетную политику, определяющую способы ведения бухгалтерского учета. Представительства иностранных компаний могут осуществлять учет как по российским правилам, так и по правилам своей страны, если они не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

Если в учетной политике закреплено, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с российскими законами и стандартами, у представительства возникает обязанность вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ и, как следствие, подавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган. В других случаях бухгалтерская (финансовая) отчетность в налоговый орган не подается.

Общие признаки филиала и представительства

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е.

самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

  • сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;
  • оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;
  • филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах.

Вот как комментирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»: «…

обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица … К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица».

При отсутствии такой доверенности, исковое заявление возвращается без рассмотрения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В силу п.

Налоговый статус филиалов и представительств

9 данного Постановления, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

  1. расположение вне места нахождения организации;
  2. наделение имуществом создавшей их организацией;
  3. наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;
  4. наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;
  5. назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;
  6. осуществление всех функций организации или их части (для филиала);
  7. представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст.

55 ГК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест – вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г.

N 03-02-07/1-214: «Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ, во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения, посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника». Ст.

209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться, или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что, если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).

Налог на прибыль для иностранных организаций

В соответствии с НК РФ иностранные организации, ведущие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

Для иностранных организация прибылью признается доход, полученный через постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим представительство расходов, которые являются экономически обоснованными.

Налогообложение постоянного представительства иностранной организации в РФ

Представительство сможет принять к учету для целей налогообложения только те расходы, которые направлены на обеспечение его деятельности в РФ. Такие расходы должны быть документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Проблема территориальной обособленности

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В 90-ые и «нулевые» между юристами шли ожесточенные споры о том, что такое «место нахождения» юрлица? Одни считали, что это конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия — иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

В соответствии с этим предположением, территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

Другие юристы полагали, что под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург, Москва, Саратов и так далее).

Данный спор был разрешен только в 2015 году, когда законодатель принял закон № 209-ФЗ от 29.06.2015 года. Этот нормативный акт внес изменения в ГК РФ и установил, что местом нахождения юрлица является конкретный населенный пункт (муниципальное образование) на территории РФ. В свою очередь, в ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица в пределах места его нахождения.

Таким образом, территориальная обособленность, как признак филиала или представительства, означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. вне населенного пункта (муниципального образования), где зарегистрирована головная компания.

Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.

Впрочем, по поводу «отдельного баланса обособленного подразделения» не все так просто. Законодательство вообще не знает такого термина. На практике под ним понимают документ с отчетной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, а также способ учета показателей, позволяющий соотносить их друг с другом.

Пункт 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что подобная отчетность должна содержать показатели деятельности всех филиалов. А отсюда вывод — филиалы не формируют отдельную отчетность и не составляют отдельного баланса.

Следовательно, когда нормативные акты говорят об «отдельном балансе», они просто имеют ввиду перечень показателей, которые юрлицо установило для своих подразделений, выделенных на «отдельный баланс».

Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.

Налог на добавленную стоимость для иностранных организаций

Иностранные организации, осуществляющие на территории РФ через постоянные представительства реализацию товаров, услуг, работ, являются плательщиками НДС на тех же основаниях, что и российские компании.

Налоговый статус филиалов и представительств

Они исчисляют и уплачивают НДС в бюджет и предоставляют отчетность в налоговые органы на общих основаниях. В случае признания местом реализации работ и услуг территории иностранного государства данные операции не являются объектом обложения на территории РФ, кроме того, по указанным операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при выполнении этих работ. Суммы налога учитываются в стоимости работ и возмещению из бюджета не подлежат.

Налог на имущество для иностранных организаций

Если постоянное представительство наделено основными средствами, учитываемыми на его балансе, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. Движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 г., не является объектом обложения.

С 1 января 2018 года организации должны платить налог на движимое имущество согласно ФЗ № 335-ФЗ от 27.11.2017 г. Исключение сделано только для плательщиков УСН и ЕНВД, освобожденных от уплаты налога на имущество (кроме объектов, которые включены в кадастровые списки регионов).

Вопрос о предоставлении льготы по налогу на движимое имущество решается индивидуально, на уровне каждого региона. Если регион не примет свой закон о льготах, то в 2018 году фирмы платят налог за движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года, по ставке 1,1 процента. Подробнее в статье — Налог на имущество организаций 2018.

Руководители филиалов и представительств

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.

Высший Арбитражный, а позднее и Верховный Суды неоднократно подчеркивали этот момент. Так, 23.06.2015 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 25, в котором еще раз пояснил, что основные полномочия руководителя филиала (либо представительства) подтверждаются только его доверенностью, а не положением или учредительными документами юрлица.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

«При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности.

Прошло чуть менее 20 лет и Верховный Суд, разъясняя данный момент, посчитал нужным убрать фразу «в положении о филиале». Таким образом, он дополнительно подчеркнул, что полномочия руководителя подтверждаются только доверенностью.

Страховые взносы для иностранных организаций

В отношении обязательного страхования (пенсионного, медицинского и социального) постоянное представительство иностранной организации несет точно такие же обязанности, как и российская организация. Представительство иностранной организации должно стоять на учете в ПФР и ФСС и отчитываться перед фондами.

Если в иностранном представительстве работают физические лица, с которыми заключены трудовые и гражданско-правовые договора, и производятся выплаты, то данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд медицинского страхования.

Налог на доходы физических лиц для иностранных организаций

Постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, выступают в качестве налоговых агентов, Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика сумму НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных работникам представительства, и перечислить в бюджет РФ.

Кроме того, на представительство иностранной организации возложена обязанность и по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных у них налогов.

Наряду с налоговой и бухгалтерской отчетностью иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, предоставляют годовой отчет о деятельности вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году.

Фирммейкер, январь 2014Мария Ромашкан (Зенченко)При использовании материала ссылка на статью обязательна

Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей применения гл. 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

  • пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов; 
  • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов; 
  • продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов; 
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Причиной образования постоянного представительства иностранной организации может быть также осуществление поставок с территории Российской Федерации принадлежащих иностранной организации товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем.

В международных актах для целей исчисления и уплаты таких налогов, как налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы, сформулировано понятие представительства. Перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2009 г., приведен в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@.

Поскольку международные акты имеют приоритет над нормами российского законодательства, то, если в международном договоре предусмотрено понятие представительства, отличное от установленного в НК РФ, должны применяться положения международного договора (ст. 7 НК РФ).

Налогообложение юридических лиц, учредителями которых являются иностранные организации, производится в соответствии с требованиями НК РФ в порядке, аналогичном налогообложению доходов юридических лиц, учредителями которых являются российские организации и граждане.

Юридические лица в зависимости от видов деятельности, объема производства и величины выручки могут применять общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход.

Налоговый статус филиалов и представительств

Единственным отличием в налогообложении для учредителя-иностранца будет ситуация, связанная с выплатой дивидендов. Так, согласно п. п. 3, 4 ст. 224 и пп. 2, 3 п. 3 ст. 284 НК РФ собственники — российские организации или физические лица — налоговые резиденты заплатят налог по ставке 9%, а иностранные граждане или иностранные организации — 15%, если иное не предусмотрено международными договорами.

Иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, Федеральный закон N 160-ФЗ предусматривает так называемую стабилизационную оговорку для иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционные проекты. Эта оговорка заключается в том, что при увеличении совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора новые федеральные законы не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта.

Однако на практике данная норма «не работает». По мнению специалистов налоговой службы, в НК РФ не говорится о том, что льготы для организаций — участников инвестиционных проектов сохраняются. В НК РФ нет прямой ссылки на Федеральный закон N 160-ФЗ, поэтому при изменении норм налогового законодательства будут преобладать нормы НК РФ и, следовательно, использовать ранее установленные налоговые преимущества организация с иностранными инвестициями не сможет.

Существуют некоторые особенности налогообложения филиалов и представительств иностранных государств. Они исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с требованиями НК РФ и положениями международных договоров (ст. 7 НК РФ).

Согласно данной норме, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Следовательно, если в международном договоре (соглашении) предусмотрен порядок налогообложения отдельных видов дохода, отличный от установленного в НК РФ (в том числе льготный), должны применяться положения международного договора (соглашения).

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В РОССИИ КОМПАНИЙ С ИНОСТРАННЫМ КАПИТАЛОМ

Обязательность отражения сведений о филиалах и представительствах в ЕГРЮЛ

До 2015 года субъекты хозяйственной деятельности были обязаны указывать сведения о филиалах и представительствах в Уставе. В результате, учредительный документ какой-нибудь крупной федеральной компании на 1/3 состоял из длинного списка филиалов и их адресов, а изменения в Устав вносились каждые полгода.

Учитывая данный факт, государство изменило эту процедуру. В настоящее время законодательство требует, чтобы информация о филиалах и представительствах содержалась только в ЕГРЮЛ. Сведения о них в Устав можно и не вносить (ст.55 ГК РФ).

Создание филиалов и представительств

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства, и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства — поговорим о регистрации их создания.

Как мы уже говорили выше, сведения о филиалах теперь надо указывать только в ЕГРЮЛ. Но это не значит, что нужно немедленно исключить эти сведения из действующих уставов. Новые правила касаются только филиалов и представительств, созданных после 01.09.2014 года.

Сегодня, для открытия филиала или представительства, необходимо пройти следующие шаги:

  • принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;
  • назначить в решении (протоколе, или в приказе) руководителя филиала или представительства;
  • заполнить заявление по форме Р13001 или Р14001 и заверить его у нотариуса. (О проблеме, связанной с использованием той или иной формы, мы довольно подробно говорили в отдельной статье. Желающие могут ознакомиться с ней на нашем сайте;
  • сдать документы в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ, в связи с созданием филиала или представительства, регистрирующий орган передает по каналам электронной связи файл, содержащий соответствующие сведения, в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь – в налоговый орган по месту создания филиала или представительства.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г.

Налогообложение обособленных подразделений

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве, шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ, обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Различия между филиалами, представительствами и другими обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретают важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы, не имеют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения (в том числе и представительства с 2015 года), созданные с соблюдением норм налогового законодательства.

Примечательно, что, несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство.

Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало.

Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей.

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства.

Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ.

Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину.

В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector