Обязанности работодателя в области охраны труда

Создание и функционирование системы управления охраной труда

1) обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Оно и понятно — пока не создана такая нормативно-правовая база организации, соблюдать требования охраны труда проблематично не только работодателю, но и работникам.

В данную базу должны войти как федеральные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда (стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса)), так и локальные нормативные акты (различные положения, положения, программы производственного контроля, журналы регистрации инструктажей, программы обучения безопасным приемам труда, инструкции по охране труда и пр.);

2) разработать и утвердить правила и инструкции по охране труда для работников. За основу при разработке инструкций можно взять типовые инструкции по охране труда и руководствоваться разд. IV Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 N 80.

— «Общие требования охраны труда»;

Обязанности работодателя в области охраны труда

— «Требования охраны труда перед началом работы»;

— «Требования охраны труда во время работы»;

— «Требования охраны труда в аварийных ситуациях»;

— «Требования охраны труда по окончании работы».

Все они должны быть разработаны с учетом специфики учреждения и выполняемых сотрудниками работ.

К сведению. Срок действия инструкции по охране труда составляет пять лет. По истечении этого срока инструкции должны пересматриваться.

Важным моментом является то, что инструкции по охране труда утверждаются с учетом мнения профсоюзного органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ;

3) создать службу охраны труда. В соответствии с требованиями ст. 217 ТК РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если же численность работников менее указанной, работодатель принимает решение о создании такой службы с учетом специфики своей деятельности. При отсутствии таковых их функции осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору.

Обязанности работодателя в области охраны труда

Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации утверждены Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14. Эти же Рекомендации помогут понять задачи и функции такой службы, а также определить ее структуру и численность;

4) оборудовать кабинет или уголок по охране труда. Одним из немаловажных условий осуществления нормального функционирования службы охраны труда является организация работодателем кабинета или уголка охраны труда.

Согласно Постановлению Минтруда России от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда» в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда;

Под кабинет охраны труда рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Обязанности работодателя по охране труда, связанные с обучением

Следующая немаловажная обязанность работодателя — обеспечение знания правил охраны труда всеми сотрудниками. Для этого согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в Порядке, установленном Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.

Обучение работников правилам охраны труда производится путем проведения инструктажей, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

— первичный на рабочем месте (проводится до начала самостоятельной работы руководителями структурных подразделений);

— повторный (проходят те же работники, которые проходили первичный инструктаж на рабочем месте, не реже одного раза в шесть месяцев. На производствах с вредными и опасными условиями труда повторный инструктаж должен проводиться не реже одного раза в три месяца);

— внеплановый (проводится в определенных случаях, например при введении в действие новых нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; изменении процессов производства, технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента; перерывах в работе более двух месяцев и пр.);

Обязанности работодателя в области охраны труда

— целевой (проводится для выполнения разовых работ, которые напрямую не связаны с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и т.п.), при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы).

Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

В любом случае проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах с проставлением подписей инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

К сведению. Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Такое обучение проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Кроме проведения инструктажей, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу в течение месяца после приема на работу.

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Отметим, что теоретические знания требований охраны труда и практические навыки безопасной работы должны проверяться непосредственными руководителями работ. Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Для проведения такой проверки приказом создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

Обязанности работодателя в области охраны труда

К сведению. В состав комиссии по проверке знаний о требованиях охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.), представители выборного профсоюзного органа.

Результаты проверки знаний о требованиях охраны труда работников организации оформляются протоколом. Работнику, успешно прошедшему проверку, выдается удостоверение. Если же работник не прошел проверку, он обязан пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.

Помните, что согласно ст. 212 ТК РФ, если работник не прошел обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, работодатель обязан не допускать его до работы.

Инструктажу должны подвергнуться все сотрудники предприятия, а также лица, оформляющиеся на работу или меняющие род деятельности внутри производства.

Помимо обучения безопасному ведению работ сотрудники должны овладеть способами оказания первой помощи при возникновении несчастных случаев.

Но существуют должности, которые могут быть освобождены от первичного инструктажа. Как правило, это работники, чьи обязанности не связаны с оборудованием, инструментом, хранением и использованием сырья и материалов. Их перечень составляет руководитель предприятия.

И техногенного характера

Правовое
регулирование отношений в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций основывается на
общепризнанных принципах и нормах
международного права и осуществляется
Федеральным законом, принимаемыми в
соответствии с ним федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.

Органы местного
самоуправления в пределах своих
полномочий могут принимать муниципальные
правовые акты, регулирующие отношения,
возникающие в связи с защитой населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая
государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
объединяет органы управления, силы и
средства федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, организаций,
в полномочия которых входит решение
вопросов по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, в том числе
по обеспечению безопасности людей на
водных объектах.

разработка
и реализация правовых и экономических
норм по обеспечению защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций,
в том числе по обеспечению безопасности
людей на водных объектах;


ред. Федерального закона от 19.05.2010 N
91-ФЗ)

обеспечение
готовности к действиям органов управления,
сил и средств, предназначенных и
выделяемых для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор,
обработка, обмен и выдача информации в
области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;


организация
своевременного оповещения и информирования
населения о чрезвычайных ситуациях в
местах массового пребывания людей;

прогнозирование
и оценка социально-экономических
последствий чрезвычайных ситуаций;

создание
резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;

осуществление
государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация
чрезвычайных ситуаций;

осуществление
мероприятий по социальной защите
населения, пострадавшего от чрезвычайных
ситуаций, проведение гуманитарных
акций;

реализация
прав и обязанностей населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций, а также
лиц, непосредственно участвующих в их
ликвидации;


а)
планировать и осуществлять необходимые
меры в области защиты работников
организаций и подведомственных объектов
производственного и социального
назначения от чрезвычайных ситуаций;

б)
планировать и проводить мероприятия
по повышению устойчивости функционирования
организаций и обеспечению жизнедеятельности
работников организаций в чрезвычайных
ситуациях;

(пп.
«в» в ред. Федерального закона от
28.10.2002 N 129-ФЗ)

г)
создавать и поддерживать в постоянной
готовности локальные системы оповещения
о чрезвычайных ситуациях;

е)
финансировать мероприятия по защите
работников организаций и подведомственных
объектов производственного и социального
назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж)
создавать резервы финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;

и)
предоставлять в установленном порядке
федеральному органу исполнительной
власти, уполномоченному на решение
задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций,
участки для установки специализированных
технических средств оповещения и
информирования населения в местах
массового пребывания людей, осуществлять
в установленном порядке распространение
информации в целях своевременного
оповещения и информирования населения
о чрезвычайных ситуациях, подготовки
населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций путем предоставления и (или)
использования имеющихся у организаций
технических устройств для распространения
продукции средств массовой информации,
а также каналов связи, выделения эфирного
времени и иными способами.

(пп.
«и» введен Федеральным законом от
04.12.2006 N 206-ФЗ)

на
защиту жизни, здоровья и личного имущества
в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций;


быть
информированными о риске, которому они
могут подвергнуться в определенных
местах пребывания на территории страны,
и о мерах необходимой безопасности;

участвовать
в установленном порядке в мероприятиях
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;

на
возмещение ущерба, причиненного их
здоровью и имуществу вследствие
чрезвычайных ситуаций;

на
медицинское обслуживание, компенсации
и социальные гарантии за проживание и
работу в зонах чрезвычайных ситуаций;


ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ)


на
получение компенсаций и социальных
гарантий за ущерб, причиненный их
здоровью при выполнении обязанностей
в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на
пенсионное обеспечение по случаю потери
кормильца, погибшего или умершего от
увечья или заболевания, полученного
при выполнении обязанностей по защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в порядке, установленном для
семей граждан, погибших или умерших от
увечья, полученного при выполнении
гражданского долга по спасению
человеческой жизни, охране собственности
и правопорядка.


ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N
267-ФЗ, от 19.05.2010 N 91-ФЗ)

выполнять
установленные правила поведения при
угрозе и возникновении чрезвычайных
ситуаций;

при
необходимости оказывать содействие в
проведении аварийно-спасательных и
других неотложных работ.

— защита
количеством
– уменьшение мощности источников до
минимальных величин;

— защита
барьером –
экранирование источников излучения
материалами, поглощающими ИИ (для
рентгеновского и γ-излучений – свинец);

— защита
расстоянием
– увеличение расстояния от источника
до работающего;

— защита
временем –
сокращение времени работы с источником.


Для персонала
предусмотрены СИЗ, а также требование
выполнения правил личной гигиены
(дезактивация).

Средства защиты

Вредным фактором
называют
такой фактор, который при воздействии
на человека в течение длительного
времени в определённых условиях может
привести к развитию заболевания либо
иным повреждениям здоровья.

Опасным фактором
называют
такой фактор, кратковременное действие
которого в определённых условиях
приводит к травме, острому заболеванию
или иному повреждению здоровья человека.

ФАКТОР

ДЕЙСТВИЕ НА

ОРГАНИЗМ

ЗАЩИТА

— химические –
газы, пары, жидкости, аэрозоли; запылённость
воздуха;


— биологические –
микроорганизмы, глисты, грибы; витамины,
гормоны, антибиотики, вещества белковой
природы;

https://www.youtube.com/watch?v=LO4WueRJvdw

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector