Понятие, предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права — Конституционное право

Конституционное право как отрасль права. Понятие, предмет и метод регулирования. Система конституционного права.

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Нахож­дение баланса власти и свободы составляет главнейший смысл конституционного права.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

КП РФ занимает центральное место в системе отраслей права РФ. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным. Зависимость иных отраслей права от норм КП подтверждается тем, что принятие новой Конституции обычно ведет к смене всего законодательства.

Ранее КП РФ называлось «государственное право». С развалом СССР образовалось КП России.

Например, принятие Конституции РСФСР 1918 г., СССР 1924 г., РСФСР 1925 г. привело к принятию кодексов во всех отраслях права и законов. Принятие КРФ 1993г. вновь привело к смене законодательства страны.

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ как отрасли права - Конституционное право

КП — система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых гос.принуждением), регулирующих определенную сферу общ.отношений.

Внутренняя согласованность этих норм иногда нарушается, некоторая рассогласованность возникает в российском КП по объективным (в силу движения самой жизни) и субъективным причинам ( некоторые положения законов субъекта не соотв-ют ФЗ), но она устраняется принятием нового законодательства, поправок к нему, решениями КС РФ – органа конституционного контроля.

Несоглассованности по принципиальным вопросам недопустима: в этом случае право может опровергать само себя. Как отрасль российское КП включает нормы федеральной Конституции и ФЗ, относящихся к предмету КП, а также соответствующие нормы конституций, уставов и иных конституционных актов субъектов РФ.

Понятие, предмет и метод конституционного права РФ.

Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса личности, федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

— основы конституционного устройства (строя)

— права и свободы человека и гражданина

— федеративное устройство

— организацию (систему) органов гос. вл-ти и органов местного самоуправления

ПРЕДМЕТ – это общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Особенность предмета КП:

  1. Включает отношения, складывающиеся во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.
  2. НО! к предмету относятся только те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживающими его целостность.

1) ИМПЕРАТИВНЫЕ – предписывающие поступать только определенным образом (представление лица на должность Ген.прокурора осуществляется только Президентом РФ);

1) УПРАВОМОЧЕНИЯ (наделение органов гос-ва определенными полномочиями для выполнения их задач);

2) СУБОРДИНАЦИИ (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту);

3) ОБЯЗЫВАНИЯ (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение 3-х месяцев);

4) ЗАПРЕЩЕНИЯ (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);

5) ДИСПОЗИТИВНЫЙ метод – выбор поведения на усмотрение субъекта (Президент может принять отставку Правительства, а может и не принимать);

6) КООРДИНАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ – не основные (согласительные процедуры, осуществляемые Президентом при разрешении спора м/у субъектами);

7) РЕПРЕССИВНЫЕ – используются в исключительных случаях (во время объявления ЧП высылка лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны).

Система – это совокупность взаимосвязанных норм права, объединённых в институты (субинституты) и подотрасли.

1) В системе КП сложно выделить материальное КП и КП процесс. Процессуальные нормы регулируют процедуру избирательного процесса, проведение референдума, процедуры отрешения от должности Президента, глав субъектов или роспуска представительного органа власти.

2)В системе КП сложно выделить общую и особенную части. В систему непосредственно включают составляющие её подотрасли и институты.

— КРФ и её свойства;

— основы конституционного строя;

— основы конституционно-правового статуса личности (в том числе институт гражданства в РФ).

— федеративное устройство;

— избирательная система (избирательное право и избирательный процесс);

— институт президенства;

— законодательная власть;

— исполнительная власть;

— судебная власть;

— государственная власть в субъектах;

— местное самоуправление;

— порядок внесения поправок и пересмотр КРФ.

Конституционное право как наука.

Наука конституционного права – отраслевая наука, изучающая отрасль конституционного права РФ, это обширная система знаний.

— Труды ученых (отечественных и зарубежных);

— Нормативно-правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы;

— Практика – это процессы на базе действия норм КП РФ.

1. Сравнительно-правовой – это анализ конституционно-правовых норм различных стран;

2. Системный метод – изучение по определенным элементам;

3. Статистический – анализ статистических данных, на основе этих данных делаются выводы.

1) Наука КП РФ изучает действующее КП, его историю, теорию и развитие самой науки о нем.

2) Раскрывает закономерности российского КП, анализирует содержание его институтов, методы конст-прав. регулирования.

3) Создает правовые концепции, предлагает точные формулировки правовых норм для совершенствования законодательства.

4) Формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует сама наука.

5) Изучает эффективность действующего законодательства.

6) Наука изучает статистические данные, показывающие развитие определенных конст-прав.институтов и их тенденции.

Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм. Конституционно-правовые нормы – это выраженные в КРФ, законах, иных источниках общеобязательные правила должного или возможного поведения, защищенные принудительной силой гос-ва.

— основами конституционного строя;

— основами правового статуса личности;

— федеративным устройством;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

— органами государства;

— органами местного самоуправления.

— нормы Конституции – высшая юр.сила;

— нормы ФКЗ;

— нормы ФЗ.

— действующие на всей территории РФ;

— на территории респ., обл., иного субъекта Федерации;

— в границах территории, на которой осущ-ся местное самоуправление (в муниципальных образованиях).

— управомочивающие – право субъекта осущ-ть предусмотренные в норме действия – это нормы, кот. закрепляют компетенцию РФ, субъектов;

— обязывающие – обязанности субъектов совершать определённые действия – нормы о конституционных обязанностях граждан;

— запрещающие – содержат заперты на совершение определённых действий, в них предусмотренных – «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе».

— императивные – однозначно определяют вариант поведения субъектов в соответствующих обстоятельствах;

— диспозитивные – возможность выбора варианта действия субъектов с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.

— материальные – предусматривают содержание действий;

— процессуальные (процедурные) – формы, в которых материальная норма должна быть реализована – в регламентах, законодат-х актах о проведении референдума.

— Основополагающий, базовый , учредительный характер;

Конст-прав. нормы закрепляют главные принципы для всех норм иных отраслей права. Например, КРФ (ст.8 и 35) закрепляет норму о праве частной собственности (базовый принцип), а гражданское право – подробно регулирует отношения собственности, в том числе и частной. КРФ (ст. 37) запрещает принудительный труд – трудовое законодательство исходит уже из этого.

https://www.youtube.com/watch?v=playlist

— Повышенная стабильность – конст-прав.нормы изменить гораздо сложнее, чем нормы иных отраслей права.

Если обычный закон изменяется простым большинством Парламента, то для изменения конституционой нормы требуется квалифицированное большинство (2/3, ¾ Парламента) или проведение референдума, часто – соблюдение особой процедуры.

Специфика конституционно-правовых норм – в наличии как норм, которые можно защитить в суде, так и норм-деклараций — некоторые нормы носят декларативный хар-р (констатация факта, но имеющая значение для утверждения демократии), норм-принципов, норм-лозунгов.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 КРФ).

Особенности структуры – усечённая — только гипотеза и диспозиция.

Специфический характер субъектов – народ, гос-во, нации и народности, представит-е (законод-е) органы гос.вл-ти.

Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица);

2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта);

3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий);

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.

2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы;

3) она наступает только при наличии вины.

1) ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ;

2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина;

3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;

4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;

5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;

6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.

1) Роспуск;

а) законодательного (представительного) органа субъекта РФ, который после предупреждения Президента не отменил свой н.п.а., признанный несоответствующим КРФ и законам Федерации

б) представительного органа мун. образования (основания те же);

2) Отзыв депутата представительного органа избирателями;

3) Лишение его полномочий представительным органом;

4) Лишение его депутатской неприкосновенности представительным органом;

5) Импичмент Президенту рФ;

6) Вотум недоверия и отказ в доверии Правительству РФ;

7) Увольнение Председателя Правительства или отд.министров;

8) Отрешение от должности и временное приостановление исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта РФ и главы мун.образования (если издадут н.а., противоречащие КРФ).

Конституционно-правовое отношение – общественное отношение, урегулированное нормой КП и содержанием которого явл. юридическая связь м/у субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусм. данной правовой нормой.

Предмет конституционного права

Уяснение предмета необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит — составить поня­тие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей.

Определение предмета конституци­онного права требует большой точности, поскольку в этой отрас­ли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограничен­ной, имея только самый необходимый набор полномочий в инте­ресах людей.

Особенность предмета конституционного права как отрасли права

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр., правовой статус личности), в других — предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений (прежде всего отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений).

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

  1. охраны прав и свобод человека (отношения между челове­ком и государством);
  2. устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых скла­дываются правовой статус человека, его основные права и свобо­ды.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей че­ловека по отношению к другим людям и государству.

Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы преду­предить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гаран­тии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязан­ность создать условия для благополучия людей; в сущности, это­му подчинено все устройство государственной власти.

Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация эко­номики, политическая система, социальные отношения и т. д. И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные ус­тои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.).

В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и со­циальные функции государства, подчиненные главной цели — охране и содействию реализации прав и свобод человека.

Таким обра­зом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества.

Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же граждан­ское общество в главном остается свободным от государственно­го регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизнен­ных идеалов и собственных путей к счастью.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламента­цию широкого круга отношений между ними. Органы государст­венной власти, несмотря на различие их задач и разделение пол­номочий, должны составлять единую целостную систему и нахо­диться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе.

Кон­ституционное право составляет исходную точку развития власт­но-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государст­венных органов, но при отсутствии внутреннего единства спо­собно породить разлад в их действиях, конституционные кризи­сы и хаос в государственной жизни.

Эта системообразующая функция конституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.

— судебная власть;

Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

  1. императивного;
  2. диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст.

13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

— судебная власть;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector