Сервитут на земельный участок законодательное регулирование и порядок установления

Условия установления сервитута

Обремененный земельный участок — земля, в отношении которой возникает сервитут. Частный сервитут в пользу отдельного физлица или предприятия оформляется соглашением об ограниченном пользовании земельным участком в простой письменной форме. Согласно п. 1 ст.

274 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), собственник соседнего участка вправе предъявить требование к собственнику другого участка о предоставлении права ограниченного пользования таким участком.

Установления сервитута может потребовать лицо, которому земля предоставлена на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, иные лица в предусмотренных законом случаях. Соглашение об обременении прав на землю заключается только ее владельцем.

Такие же сделки может совершать лицо, которому земля, принадлежащая муниципалитету или государству, передана в бессрочное пользование на основании договора аренды на срок более 1 года или для пожизненного владения с правом наследования.

Сервитут допускается только в случае, если невозможно обойтись без вынужденного пользования чужой территорией.

Сервитуты бывают частными и публичными. Частные сервитуты оформляются соглашениями о праве ограниченного пользования. Собственники земли могут устанавливать плату за пользование участком другой стороной, иногда земля предоставляется бесплатно.

Публичным считается сервитут, по которому установлено обременение в интересах населения, государства. В этом случае собственник вправе требовать компенсаций от муниципалитета или государства при условии, что обременение создает существенные препятствия для эксплуатации земельных ресурсов собственника. Публичный сервитут, условия, порядок его установления регулируется Земельным кодексом РФ.

Закон связывает с возникновением сервитута следующие ситуации:

  • потребность обеспечить проход или проезд к местам общего пользования — жилым, водным объектам, культурным сооружениям, водоемам и т.д.;
  • строительство дорог, транспортных узлов;
  • возведение линий электрификации, инженерных сетей;
  • дренажные работы;
  • установка геодезических, межевых знаков;
  • сенокос, выпас, перегон сельскохозяйственных животных к местам кормления;
  • разведение рыбы, рыболовство, охота;
  • временные проектные, исследовательские, изыскательские работы.

Сервитут на земельный участок законодательное регулирование и порядок установления

Появляется потребность в использовании соседней территории для:

  • строительства;
  • установки оборудования связи;
  • монтажа коммуникаций;
  • перемещения к объекту недвижимости;
  • иных нужд, не ущемляющих владельца участка.

Право ограниченного пользования обремененными территориями оформляется письменным соглашением и подлежит государственной регистрации. Публичные сервитуты начинают действовать после принятия соответствующего нормативного акта:

  • федерального закона;
  • акта органов местного самоуправления;
  • акта регионального законодательства субъекта РФ;
  • судебного решения.

Установление земельного сервитута не должно препятствовать эксплуатации территории законного владельца — уходу за почвой, посадке деревьев, сбору урожая, постройке хозяйственных сооружений и т.д. Владелец продолжает распоряжаться землей, недвижимостью, вправе отчуждать объект недвижимости другому гражданину, но при этом обременение сохраняет свою силу.

Размер платы за сервитут собственник устанавливает самостоятельно или при помощи независимой экспертизы. Право ограниченного пользования участком нельзя использовать в качестве залога, его нельзя отчуждать.

Иные условия частного характера прописываются в соглашении по взаимной договоренности участников — виды работ, для которых возникает сервитут, размер платы, срок обременения и иное.

Установление частного сервитута происходит, как правило, добровольно. Собственник заключает с заинтересованным лицом договор, в котором оговариваются все тонкости условий обременения земельной собственности. Право по такому соглашению подлежит государственной регистрации в управлении Росреестра.

Решение по публичному сервитуту принимается по результату общественных слушаний. Согласие владельца земли или его отсутствие никакой роли не играет. Собственник вправе обратиться в суд для определения компенсационных выплат за использование его земли, или потребовать выкупа государством обремененных земель.

Чтобы добиться удовлетворения своих требований по исковому заявлению и оплаты публичного сервитута, необходимо доказать возникновение значительных трудностей у владельца земли, невозможность использования большей части территории по назначению, необходимость снесения или переноса хозяйственных построек.

Установление земельного сервитута с арендатором участка оформляется двусторонним соглашением между владельцем обременяемой земли и сервитуарием — лицом, которому необходимо воспользоваться участком соседа. Нотариального заверения данное соглашение не требует, однако необходимо внимательно прописать:

  • сведения о сторонах договора;
  • информацию об участке;
  • цели и условия возникновения сервитута — подъезд к дому, прокладка трубопровода, размещение мелиоративных сооружений, иное;
  • план землепользования с обремененным участком или его частью;
  • сроки действия сервитута;
  • размер платы, сроки, порядок ее внесения.

Понятие «соразмерной платы» за использование чужой земли содержится в Земельном кодексе (ч. 6 ст. 23).

На практике часто установление сервитута осуществляется на добровольной основе. При возникновении разногласий у сторон или сложных вопросов мы рекомендуем обращаться к юристам, имеющим опыт судебных споров по земельному праву.

  • Соглашение о сервитуте накладывает на земельный участок определённое обременение, в результате которого частью территории имеет возможность пользоваться посторонний человек или ряд лиц для строго ограниченных целей.
  • В зависимости от вида сделки, сторонами могут выступать физические или юридические лица, если речь о частном сервитуте, или же государственные, муниципальные структуры, если сервитут публичный.
  • При этом у собственника ни в коем случае не отнимаются его права собственности, более того, за доставленные неудобства, упущенную выгоду, понесённые убытки ему полагается денежная компенсация.

Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:

  • свободное волеизъявление сторон;
  • условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.

Кроме этого требуется официальное гражданско-правовое действие, создающее юридическую основу для правомерного обременения.

Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке. В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке. Такое допустимо:

  • Когда собственник надела отказывается от его обременения по согласию сторон.
  • Когда администрация отказывается от оформления составленного сторонами соглашения.

На основании полученного в администрации документа, разрешающего оформление ограничения в пользовании ЗУ со стороны собственника, или на основании решения суда, устанавливается частный сервитут. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации. После чего допускается взаимодействие участников на одном земельном участке.

Законодательным основанием является действие статей 22 ЗК РФ и 274 ГК РФ. А так же – 23 статьи Федерального закона о сервитуте. Регулирование использования участка с обременением регламентировано действием статей 275, 276 ГК РФ. Теперь вы знаете на каком основании возникает сервитут. Дальше поговорим об условиях.

Установление земельного сервитута не должно препятствовать эксплуатации территории законного владельца – уходу за почвой, посадке деревьев, сбору урожая, постройке хозяйственных сооружений и т.д. Владелец продолжает распоряжаться землей, недвижимостью, вправе отчуждать объект недвижимости другому гражданину, но при этом обременение сохраняет свою силу.

Иные условия частного характера прописываются в соглашении по взаимной договоренности участников – виды работ, для которых возникает сервитут, размер платы, срок обременения и иное.

Установление земельного сервитута с арендатором участка оформляется двусторонним соглашением между владельцем обременяемой земли и сервитуарием – лицом, которому необходимо воспользоваться участком соседа. Нотариального заверения данное соглашение не требует, однако необходимо внимательно прописать:

  • сведения о сторонах договора;
  • информацию об участке;
  • цели и условия возникновения сервитута – подъезд к дому, прокладка трубопровода, размещение мелиоративных сооружений, иное;
  • план землепользования с обремененным участком или его частью;
  • сроки действия сервитута;
  • размер платы, сроки, порядок ее внесения.

Владелец ЗУ разрешает беспрепятственно использовать оговорённую часть ЗУ на условиях, достигнутых договорённостями. В его ответственность входит соблюдение установленных границ, а так же – освобождение пространства поблизости от ограниченной территории.

  1. Сервитут устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке.
  2. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела. Такое взаимодействие включает аспекты совместного владения или аренды, но не является ни тем, ни другим в силу обстоятельств, детерминирующих обременение.

При этом НЕДОПУСТИМО:

  • выходить за рамки категории земель и их целевого назначения;
  • наносить порчу верхнему плодородному слою почвы;
  • загрязнять окружающую среду;
  • влиять на участки, принадлежащие третьим лицам.об установлении сервитута

Есть несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание при составлении документа.

  • Обязательно описание того, какое именно обременение накладывается на тот или иной участок. Надо при этом указывать и на границы земли, для которой это необходимо.
  • Отдельно определяются условия, на которых используется земля. Это необходимо для полной защиты прав владельца.
  • Должен присутствовать пункт, посвящённый оплате участка, сроком перечисления денежных средств. Иначе не получится компенсировать неудобства, связанные с обременением.
  • Права и обязанности обеих сторон сделки так же должны быть установлены. Это касается и мер ответственности на случай, если соглашение по сервитуту нарушается.
  • На плане местности указывается, где именно располагается участок.
  • Сама земля требует подробного описания места расположения, указания информации по площади.
  • Без номера по кадастровому учёту соглашение вообще невозможно будет заключить.
  • Сделка может быть бессрочной, либо срочной.
  • Наконец, обязательно присутствие реквизитов каждой из сторон.
  • Обременение на участок может устанавливаться как на определенный период, который оговаривается сторонами в соглашении,
  • так и на постоянное время – период не определен, либо период существования ограничения связан с отменой (прекращением действия) нормативного акта или соглашения.

Постановление об установлении сервитута

На каком основании возникает сервитут? Возникновение публичного сервитута в отношении чужого участка допускается только в ситуациях, прописанных законом. К ним относят:

    Установление сервитута участка
  1. Обеспечение возможности прохода/проезда к водным объектам и местам общего пользования (водоемы, культурные сооружения, жилые объекты и т.д.).
  2. Размещение объектов транспортной инфраструктуры (строительство дорог и транспортных узлов).
  3. Сооружение подземных коммуникаций (тепло-, газо-, водоснабжение, канализация и т.п.), инженерных сетей и объектов электрификации.
  4. Установка межевых и геодезических знаков.
  5. Проведение дренажных работ.
  6. Сенокошения, выпаса и перемещения сельскохозяйственного скота к местам кормления.
  7. Охоты, рыболовства, разведения рыбы.
  8. Временного проведения – при необходимости – проектных, изыскательских, исследовательских работ.

Цели частного сервитута определяются по аналогии с публичным, и связаны с необходимостью использования ресурсов дополнительной – как правило, соседней – территории для обеспечения:

  1. Перемещения к своему объекту недвижимости.
  2. Прокладки коммуникаций.
  3. Установки оборудования связи.
  4. Строительных работ.
  5. И других обоснованных нужд, обеспечение которых не влечет за собой ощутимых проблем для хозяина участка.

Основополагающие условия для возникновения сервитута утверждены законодательством.

Соглашение об обременении прав на землю может заключать только ее владелец. Если земельные угодья принадлежат государству или муниципалитету, а участок предоставлен гражданину для бессрочного пользования, в аренду на длительный срок (более 12 месяцев) или для пожизненного владения с правом наследования, он, в той же мере, что и собственник, уполномочен совершать подобные сделки.

Сервитут допускается только в случае крайней необходимости, в отсутствие альтернативных решений, в ситуациях, когда нельзя обойтись без вынужденного использования чужой территории.

Эксплуатация территории по сервитуту должна быть наименее обременительной для законного владельца, т.е. она не должна препятствовать полноценному уходу за почвой, сбору урожая, насаждению деревья, хозяйственных сооружений и т.п.

Наличие сервитута сохраняет за владельцем все права по распоряжению недвижимостью и земельными ресурсами. Собственность может беспрепятственно отчуждаться в пользу другого гражданина; при этом обременение сохраняется. Смена владельца земли не влияет на сервитут.

Собственник территории имеет право требовать соразмерную плату за пользование ее ресурсами. Размер платы уточняется владельцем самостоятельно или в результате независимой экспертизы. Обременение сервитутом может носить как постоянный, так и временный характер.

Право ограниченного пользования участком или его долей не может отчуждаться в пользу других лиц или фигурировать в качестве залога.

Прочие условия носят частный характер и прописываются в соглашении о сервитуте в результате взаимной договоренности участников сделки. Как правило, они носят уточняющий характер – размер платы, продолжительность обременения, вид работ, ввиду которых возникает сервитут, их границы и др.

Для публичного сервитута согласие владельца земли, равно как и его отсутствие, не имеет абсолютно никакого значения – решение принимается в результате общественных слушаний. Условия, порядок и сроки вступления в силу утверждаются нормативным актом федерального или регионального значения.

Однако собственник может обратиться в суд для защиты своих интересов, потребовать компенсационных выплат за использование участка, а в отдельных случаях даже выкупа государством обремененных земель.

Однако стоит заметить, что суд, как правило, удовлетворяет требования истца об оплате публичного сервитута лишь в тех случаях, когда последний сопряжен со значительными трудностями – владелец не может использовать большую часть территории по назначению, вынужден сносить или переносить хозяйственные постройки и др.

  1. Подготовку документов, которые смогут доказать необходимость установления сервитута на конкретный участок на определённых условиях;
  2. Обращение с заявлением об установлении сервитута к собственнику обременяемого участка или в уполномоченный орган власти;
  3. Оценка сервитута с целью установления той суммы, которую инициатору обременения придётся выплатить собственнику участка;
  4. Заключение договора сервитута путём подписания соответствующего соглашения или получение Постановления руководителя уполномоченного органа;
  5. Регистрация заключённого договора в органах Росреестра с целью фиксации установленного сервитута в Едином государственном реестре прав.

Если все этапы были соблюдены, установленный сервитут будет считаться законным.

Цели такого сервитута – возмездное ограничение права пользования участком со стороны собственника, которое возникает в сторону претендента на отчуждённую в его пользу часть ЗУ.

Устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела.

Установление земельного сервитута

В данном случае всегда прослеживается причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворить, со стороны другого. В число таких причин могут входить:

  • потребность выхода на проезжую часть;
  • проход к водным ресурсам;
  • проход к собственному дому через участок соседей;
  • чужое имущество, расположенное на участке собственника;
  • установка бойлера или линейных объектов юридическими лицами;
  • проведение коммуникаций через участок соседей;
  • аналогичные причины.
Право бессрочного пользования

или срочного позволяет использовать участок одного лица для решения задач другого, что создаёт симбиоз преимуществ и расширение границ возможностей, если стороны смогут договориться.

Помимо этого, на время установления обременения, лицо, получившее сервитут, несёт ответственное распоряжение участком, сохраняя земельную собственность в надлежащем виде. Использование обременённой части допускается только в соответствии с целями, официально узаконенными в результате договорённостей.

В свою очередь, владелец ЗУ разрешает беспрепятственно использовать оговорённую часть ЗУ на условиях, достигнутых договорённостями. В его ответственность входит соблюдение установленных границ, а так же – освобождение пространства поблизости от ограниченной территории.

  1. выходить за рамки категории земель и их целевого назначения;
  2. наносить порчу верхнему плодородному слою почвы;
  3. загрязнять окружающую среду;
  4. влиять на участки, принадлежащие третьим лицам.

Обязательно требуется соблюдать санитарные и противопожарные меры безопасности.

Если сторонам не удается прийти к обоюдному соглашению или возникли споры об отдельных условиях, обременение на землю может быть установлено судом. В суд обращается заинтересованное лицо с соответствующим иском, в котором оно должно обосновать необходимость предоставления ему права пользования чужим участком, и что данная мера является единственной для ведения хозяйства.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Вопрос о возмездном или безвозмездном сервитуте не имеет четкого ответа в законодательстве. Если возник спор по вопросам выплаты соразмерной компенсации, суд вправе назначить проведение оценки. Определение специально уполномоченной организацией примерной стоимости впоследствии оговаривается сторонами.

Рассматривая подобные дела, суд не может принудить землевладельца заключить договор, однако его решение служит основанием для госрегистрации обременения. Резолюция решения должна содержать все условия установления обременения.

При этом ВАС постановил, что суд уполномочен самостоятельно определять их, в том числе устанавливать границы передвижения через участок, устраивающие всех заинтересованных лиц. Постановление суда также должно содержать данные о пространственном положении обременения, необходимые для заполнения Реестра.

Если возникают сложности при определении пределов действия обременения, суд может назначить проведение кадастровых мероприятий. Если по итогу стороны соглашаются с их результатами, суд в своем решении об установлении сервитута основывается на кадастровом заключении.

Суду необходимо контролировать, чтобы иск подавался исключительно к собственнику участка, а не к арендатору или пользователю. А вот предъявлять требования могут и те и другие.

Изучая условия соглашения, суд руководствуется требованиями, установленными Минэкономразвития. Так, договор должен содержать:

  • сведения о сторонах;
  • данные об объекте недвижимости (точное месторасположение, кадастровый номер, план);
  • основания для установления обременения (цели и задачи);
  • пределы действия сервитута;
  • расчет компенсационных выплат в случае их назначения;
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Процесс может затянуться на долгое время, а также дорого обойтись для сторон, поэтому более приемлемым вариантом является внесудебный порядок установления сервитута.

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк».

В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования. Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика — с другой.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет.

  1. Процесс установления сервитутов регулируется законами Земельного, а также Гражданского кодекса России, которые указывают на порядок оформления законодательных актов, оговаривают особенности процедуры, определяют основания и причины для заключения соглашений между двумя сторонами.
  2. Для начала выполнения любых законодательных действий предусмотрено наличие оснований. При оформлении сервитутов причины для их установления перечисляются в статье 23 ЗК РФ, а также в статье 274 ГК РФ. Статьи содержат полный перечень оснований, которые необходимо знать гражданам, чтобы начать процедуру установления сервитута.
  3. Регулировать порядок законодательного процесса будет статья 39.26 ЗК РФ, она оговаривает сроки выполнения органами власти своих полномочий после предоставления заинтересованным лицом заявления и обязывает уполномоченный орган выполнять требования по процедуре.
  4. Статья 39.25 ЗК РФ содержит требования к пунктам заключаемого между сторонами соглашения, оговаривает и регулирует порядок предусмотренной договором оплаты.
  5. На некоторые особенности при заключении договора обращает внимание статья 39.24 ЗК РФ, регламентируя сроки заключения соглашений для установления сервитутов.

Порядок установления

Установление сервитута на земельные территории подразумевает под собой заключение соглашения, для которого необходимо наличие предусмотренных законом оснований.

Законодательство РФ предусматривает возможность установления частного, а также публичного сервитута, где основания для заключения соглашений несколько отличаются друг от друга.

Чтобы начать процедуру установления заинтересованным лицом частного сервитута, необходимы причины, позволяющие гражданину заняться оформлением документов.

Регулируемый законом процесс может начаться только при наличии присутствующих для этого оснований:

  • если существует необходимость в обеспечении подъезда к объекту;
  • если присутствует необходимость в передвижении через чужую территорию;
  • если есть необходимость в проведении работ связанных с дренажем участка и этот процесс затрагивает территорию другого собственника;
  • если существует необходимость в инженерных коммуникациях, линиях электропередач, которые невозможно провести, не затрагивая соседний земельный надел;
  • при возникновении других случаев вынужденного использования чужой территории, в связи с отсутствием иных возможностей для их реализации.

Земельное законодательство РФ

Нужен публичный сервитут на земельный участок — как это оформить? Основания для установления заинтересованным лицом публичного сервитута также оговорены законодательными актами и предусматривают, что процедура может начаться в следующих предусмотренных законом случаях:

  • если существует необходимость перемещения граждан чужой территорией;
  • если необходимо произвести ремонт, выполнить монтажные работы связанные с подведением жизненно необходимых коммуникаций, соорудить объект относящийся к транспортной отрасли;
  • если присутствует необходимость в установке на чужом наделе земли специальных указателей или знаков, а также существует потребность в осуществлении к ним подъездов;
  • если необходима потребность в обеспечении объекта водой;
  • если существует необходимость в прогоне через чужую территорию животных;
  • если необходимо осуществить выпас животных и провести сенокос;
  • если необходимо провести сбор дикорастущих и лекарственных растений;
  • если существует необходимость для проведения научных исследований;
  • если присутствует необходимость доступа к побережью;
  • если необходимо производить на территории, где расположен водоем рыбалку и охоту.

Что может быть основанием возникновения сервитута и какие законодательные нормы его регулируют, мы предлагаем узнать в этом материале.

Сторона инициирующая установление ограниченного права пользования земельным участком, после регистрации подписанного соглашения будет считаться обладателем сервитута с ограниченным правом пользования соседней территорией.

Вторая сторона является собственником обремененного участка, но сохраняя все права на находящийся в ее распоряжении объект, обладает возможностью проявить инициативу к расторжению соглашения и остановить действие сервитута.

Важно! При установлении публичного сервитута заключение договора не требуется, на первый план выходит публичная заинтересованность граждан, в отношении которых сервитут оформляется нормативным актом по результатам вынесенных решений после заседания общественности.

Процедура установления публичного сервитута имеет свои отличительные особенности и порядок оформления.

Срочный период предусматривает установление срока окончания действия сервитута, а продолжительность периода действия постоянного не ограничена.

Процедура и порядок установления земельного сервитута на земельный участок регулируется законодательными актами РФ, а также оговаривает стоимость процесса оформления документов. Статьей 333.33, пунктом 22 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины гражданскими лицами в сумме 2000 рублей, для юридических эта цифра составит 22000 рублей.

Принятие законодательных решений об установлении сервитута в отношении обремененных территорий регулируется законами РФ, которые предписывают исполнительным органам власти рассмотреть все варианты для максимального смягчения нагрузки на обремененные участки.

Решение принимается администрацией уполномоченного решать земельные вопросы органа власти, после чего инициатору установления сервитута выдается нормативный правовой акт.

Сервитут обретает силу и вступает в законное действие при регистрации соглашения (для частного сервитута) в одном из отделений Росреестра или после принятого административными органами решения и внесения данных о публичном сервитуте в ЕГРП.

Обладающий решением об установлении сервитута собственник, после регистрации документа вступает в права ограниченного пользования земельной территорией, а обремененный сервитутом владелец уступает ему такое право на основании установленных государством норм и законов.

Постановление об установлении сервитута на земельный участок, на оптимальных условиях для обеих сторон, с учетом интересов подавшего иск лица, а также наименее обременительных условий для собственника участка может вынести судебный исполнительный орган власти.

Гражданин, обремененной сервитутом территории, согласно законодательству, имеет право требовать соразмерной принесенному ущербу компенсации от заинтересованного в установлении сервитута собственника.

Компенсация за обременение земельного участка рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного надела, и составляет 0,01% за годовой период действия сервитута.

Приобретение сервитута, обычно происходит после договора заинтересованных сторон между собой о размере компенсации за ущемленные права. Эта сумма фиксируется в соглашении или отражается в нормативном правовом акте при установлении публичного сервитута.

Оформление сервитута на земельный участок предоставляет заинтересованному лицу правовые гарантии, связанные с отчуждением территории или объекта, возникновением непредвиденных обстоятельств, устанавливает справедливую в отличии от договорных отношений плату за возможность пользования сервитутом, определяет порядок ее внесения.

Наличие обязательных договорных отношений между собственниками, даже если они заключены и регулируются подписанным договором, который не зарегистрирован в ЕГРП, не исключает возможности установить сервитут.

  • прекращение действия оснований;
  • истечение сроков действия сервитута по соглашению;
  • добровольный отказ заинтересованной стороны;
  • покупка участка заинтересованной стороной;
  • утрата целевого предназначения земли;
  • исключение территории из оборота;
  • случаи ликвидации объекта.

Все подробности об основаниях для прекращения ограниченного права пользования вы найдете тут.

Процедура, которая способствует установлению земельного сервитута, не является сложной и утомительной. Чтобы разрешить земельные вопросы гражданам приходится очень часто обращаться в уполномоченные административные органы и искать помощи в регулирующих их права законе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования.

Что такое сервитут на земельный участок?

В порядке осуществления действий отличий практически нет – так же заключается соглашение, оговаривается стоимость, сроки, уплачивается полноразмерная пошлина.

Что означает установление сервитута на земельный участок? Как его оформить: необходимые документы и основания, на которых сервитут может устанавливаться

Однако именно в случае долевого (частичного) сервитута необходимо предоставить кадастровый паспорт или выписку в регистрационный орган. План должен содержать отметку, определяющую границы обременяемой части.

Также рекомендуется в соглашении указать план землевладения с обозначениями границ доли, подлежащей сервитуту.

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Перечисленные основания являются исчерпывающими, имеют повелительный характер, т.е. устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца. Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач.

Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Основное различие между публичным и частным обременением кроется в определении их на законодательном уровне. Согласно нормам гражданского законодательства сервитут выступает вещным правом, а нормы земельного права объясняют его как обременение права собственности.

Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами. Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением.

Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения. Соглашение заключается в письменном виде, которое также подлежит госрегистрации. К такому договору необходимо приложить план участка с обозначением пределов обременения. Если объект недвижимости с обременением отчуждается, то сервитут продолжает существовать.

Если стороны не могут договориться, спор подлежит разрешению в суде. В суд с заявлением обращается заинтересованное лицо, требующее оформления обременения.

Что означает установление сервитута на земельный участок? Как его оформить: необходимые документы и основания, на которых сервитут может устанавливаться

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Если имеет место установление сервитута только на часть земельного участка, то необходимо предоставить кадастровый план с указанием пределов действия обременения, который визируется специально уполномоченным органом. Если сервитут устанавливается на всю территорию участка, план не требуется.

Перечень документов:

  1. Заявление от физлица или госоргана.
  2. Ксерокопия квитанции об уплате госпошлины с оригиналом.
  3. Для физлица – паспорт.
  4. Для регистрации государственного сервитута – ксерокопия распорядительного акта госоргана о его установлении, заверенная органом, вынесшим данный акт (в количестве 2 экземпляров).
  5. Оригиналы соглашения об установлении обременения с дополнениями (в 2-х экземплярах).
  6. При наличии судебного решения – его ксерокопия, заверенная судом (в 2-х экземплярах).
  7. Оригинал кадастрового плана и его ксерокопия.

Далее мы поговорим о том, как оформить частный и публичный сервитуты на земельные участки.

Порядок

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что сервитуты бывают частными и публичными.

Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры госрегистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Департаментом недвижимости Минэкономразвития РФ был дан ответ в официальном письме от 11.07.2011 г. по вопросу об установлении соглашения сервитута, а также о защите прав собственника.

Документ определяет круг органов, уполномоченных осуществлять защиту прав собственника, которыми выступают прокуратура и суд. В письме делается акцент на основные моменты, связанные с установлением обременения на участок, как частного, так и государственного.

При возникновении потребности в использовании соседнего или иного участка, т.е. для установления сервитута необходимо заинтересованному лицу обратиться к его собственнику (ЗУ) и действовать исходя из нашей инструкции.

Соглашение о сервитуте земельного участка (образец вы можете сказать в конце статьи) – вид договора между сторонами. Отвечает общим требованиям составления и заключения договоров. На его основании осуществляется гражданско-правовое действие, обстоятельства которого определены в рамках соглашения.

Часто это соглашение называют договор сервитута земельного участка.

Здесь требуется установить стороны, участвующие в заключении соглашения о взаимном использовании земельного участка и дать кадастровые и технические характеристики ЗУ. В основной части соглашения следует подробно, но лаконично и юридически корректно описать:

  1. какая площадь участка ограничивается;
  2. её местоположение на участке;
  3. какие работы планируется проводить;
  4. какие объекты располагать;
  5. срок использования;
  6. условия возвращения и досрочного прекращения.

Стороны указывают значимые для них правовые моменты, во избежание развития конфликта, а также для соблюдения всех обязанностей в соглашении об установлении сервитута. Предусмотреть всё необходимое требуется заведомо, чтобы впоследствии осталось только следовать достигнутым договорённостям, не выходя за их рамки.

Сервитут подлежит государственной регистрации как вид сделки между лицами, поэтому готовый текст подписывается сторонами и требует регистрации в Росреестре.

Если ЗУ не в собственности, а в аренде у администрации или в праве постоянного (бессрочного) пользования (алгоритм получения описан здесь) – соглашение прилагается к заявлениям сторон, которые подаются в администрацию по месту расположения ЗУ.

Так же требуется предъявить свидетельство о собственности на участок. Администрация рассматривает их не более 30 дней и выносит решение. Вынесенное положительное решение становится основанием для дальнейших действий.

Как установить публичный сервитут

Государственная регистрация сервитутов проводится после получения выписки из решения административной комиссии. Для собственника достаточно составления соглашения. Стороны подходят к окну регистратора в местном отделении кадастра и картографии или в многофункциональном центре и подают документы, подтверждающие:

  1. личность сторон;
  2. принадлежность участка стороне соглашения;
  3. разрешение администрации об установлении сервитута.

Документы принимаются под расписку, где указывается дата выдачи регистрации сервитута. Обычно она составляет 21 рабочий день.

Все действия, которые проводятся в администрации, не требуют оплаты. Если стороны затрудняются составить соглашение самостоятельно, им требуется обратиться к юристу. Составление соглашения укладывается в сумму от 5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от региона проживания и квалификации специалиста.

Обязательна уплата госпошлины при подаче соглашения для регистрации. Она устанавливается на основании статьи

333.33 НК РФ

. С начала 2015 года стоимость регистрации сервитута составляет:

  • 2 тысячи рублей – физическим лицам;
  • 22 тысячи – юридическим.

Вот такой нехитрый порядок установления сервитута на земельный участок действует у нас в РФ.

Участки, находящиеся в совместной (долевой) собственности так же допустимо обременять сервитутом. Следует ориентироваться на некоторые нюансы.

  1. Если выделения долей не предусмотрено, но владельцы провели условные границы, то соглашение следует заключать со всеми собственниками участка. После чего один из собственников, отчуждающий свою часть надела для обременения, выделяет границы сервитута.
  2. Если доли выделены, то соглашение с заинтересованным лицом заключает владелец права в долевой собственности, а остальные совладельцы предоставляют нотариально удостоверенное согласие на оформление обременения.

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута.

Процесс

Как заключить соглашение сервитут с арендатором земельного участка? Первое, о чем должен позаботиться гражданин при оформлении сервитута, это грамотное составление двустороннего соглашения. Соглашение, или договор, заключается между хозяином обременяемого участка и сервитуарием – субъектом, в интересах которого совершается эта сделка.

Документ может быть составлен в простой письменной форме, без

нотариального

заверения, и поэтому следует очень

внимательно отнестись к его содержанию

– представленные пункты и положения будут в дальнейшем определять условия использования земельных ресурсов.

В соглашении (договоре) уточняются все условия и детали сервитута:

  • сведения о сторонах договора (соглашения);
  • информация об участке;
  • план землепользования, на котором выделен обременяемый участок (или его часть);
  • Сервитутцели и условия возникновения сервитута (прокладка трубопровода, подъезд к дому, размещение мелиоративных сооружений и др.). Детализация информации об использовании позволяет исключить вероятность злоупотреблений со стороны сервитуария;
  • сроки действия сервитута (постоянный или временный);
  • размер платы, порядок и сроки ее внесения.

Формулировка «соразмерная плата», примененяемая законом (ЗК РФ), является предметом частых споров при подписании соглашений. Судебная практика регулярно пополняется случаями, в которых собственники земли требуют непомерно высокой оплаты права ограниченного пользования их участком.

Кроме того, гражданину, в первый раз столкнувшемуся с этой проблемой, бывает весьма сложно установить верную сумму денежной компенсации. С целью разрешения подобных споров и сомнений проводится независимая экспертиза, по результатам которой определяется точная стоимость платы за сервитут.

Подать заявление на регистрацию сервитута может любая из сторон – как хозяин участка, так и сервитуарий.

Прием документов на регистрацию в Едином государственном реестре прав осуществляет Росреестр и его официальные представители – городские и районные МФЦ. Продолжительность регистрации, согласно правилам, актуальным на 2015 год, не превышает 10 дней.

Документы на тему статьи

Обязательный пакет документов для регистрации обременения земельного участка:

    Сервитут земельного участка-оформление
  • заявление об установлении сервитута;
  • соглашение или договор об условиях, подписанное обеими сторонами. Если заявление на регистрацию сервитута подает владелец участка, то соглашение можно не предъявлять;
  • паспорта участников соглашения – собственника и сервитуария;
  • документ о регистрации права собственности на недвижимое имущество;
  • кадастровый паспорт или кадастровая выписка, но только в том случае, если обременяется часть землевладения. Если же сервитут устанавливается в отношении целого участка, кадастровый паспорт или выписка не требуется;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Пошлина за наложение сервитута составляет в 2015 году:

  • возникающего в интересах физического лица – 1500 рублей;
  • возникающего в интересах организации (юр.лица) – 6000 рублей.

Вышеуказанную сумму можно уплатить в любом отделении Сбербанка РФ, получив на руки платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.

Звоните, будем решать:

Независимая оценочная экспертиза

Эта услуга становится все более востребованной как среди физических лиц, так и среди организаций. Довольно сложно оценить возможный ущерб и размеры упущенной выгоды из-за обременения территории. Конечно, при незначительных ограничениях с соседом можно договориться и полюбовно: установить обременение безвозмездно или за скромную плату.

Но чаще все же приходится обращаться к специалистам – соглашения о сервитутах заключаются не только между сговорчивыми соседями, но и между частными предприятиями, которые заинтересованы в получении выгод в результате вынужденного обременения собственности.

Как установить частный сервитут

Нередко и физические лица заинтересованы в экспертизе – если обременение создает какие-либо неудобства, граждане вправе претендовать на достойную компенсацию в денежном эквиваленте. Кроме того, при возникновении споров, разрешение которых возможно только в судебном порядке, необходимость проведения оценочной экспертизы устанавливается судом.

При проведении экспертизы оценивается:

  • стоимость земельного участка;
  • Сервитут на часть участкафакторы, влияющие на стоимость использования территории (населенный пункт, близость к магистрали, назначение земель, наличие развитых коммуникаций и т.д.);
  • размеры упущенной выгоды владельцем обременяемого участка;
  • характер и интенсивность эксплуатации землевладения.

Собственник должен предоставить экспертам доступ к оцениваемой территории и пакет необходимой документации, в который входят:

  • правоустанавливающие документы;
  • свидетельство о регистрации прав собственности;
  • кадастровый план и выписка из кадастрового паспорта;
  • информация об условиях и целях обременения земельного участка.

На основании заключения устанавливается размер платы за использование сервитута.

В большинстве случаев сервитут устанавливается добровольно, на условиях взаимной выгоды. Пользователь сервитута получает возможность для беспрепятственной реализации своих нужд, таких как: проезд, установка инженерных сетей, подключение к энергосетям, а собственник – денежную компенсацию и гарантию четких границ сферы действия сервитуария на обременяемом участке.

Правила и порядок обременения, утвержденные законодательством, подробно описаны в данной статье, но при возникновении сложных вопросов и разногласий рекомендуется обращаться к квалифицированным юристам, имеющим солидный опыт судебных споров по земельному праву.

Административный регламент

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

Далее мы расскажем вам про установление сервитута в судебном порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector