На что согласиться по ОСАГО деньги или ремонт

Если раньше страховщики тянули с выплатой, то теперь они точно также тянут с выдачей направления на ремонт и оплатой ремонта.

Законом предусмотрены некоторые ситуации, когда по страховке автогражданской ответственности предусмотрена выплата денежных средств.

Итак, что же можно отнести к исключительным случаям:

  1. Полное уничтожение машины;
  2. Смерть владельца авто;
  3. Если была получена серьёзная травма во время аварии;
  4. Имеется группа инвалидности;
  5. Если ремонт обходится в сумму, превышающую установленную законом;
  6. Если у страховщиков не имеется договора со СТОА и он не имеет возможности дать направление на проведение технических работ;
  7. Если было заранее подписано соглашение, что компенсация будет выплачена в виде денег — выплата денег а не ремонт по ОСАГО в 2018 году;
  8. Центробанк имеет право принудить страховщика выплатить деньги, если с его стороны были неоднократные нарушения с натуральным возмещением;
  9. Если ни одна станция по проведению ремонтных работ (у которых, естественно имеются договоры со страховщиком), не соответствует установленным требованиям.

Чтобы не было каких-либо недоразумений лучше рассмотреть установленные требования, которым должно соответствовать СТОА:

  1. Самое главное требование — ремонт авто не должен проводиться больше тридцати суток.
  2. Расстояние между СТОА и местом проживания/местом аварии не более пятидесяти километров.
  3. Обязательно составленный контракт с изготовителем авто.

Если эти требования не будут ни у одной из СТОА, с которыми имеется контракт у страховщика, то клиент вправе требовать от страховщика выплату денежных средств.

Денежные средства при этом начисляются с учётом износа машины.

Простыми словами приоритет в том, что вы получаете вместо денежной выплаты направление на ремонт, который оплачивает страховая компания. При этом выбрать вместо ремонта деньги как это было раньше, теперь нельзя, за исключением небольшого списка случаев.

Давайте разберем по полочкам различные вопросы.

Чтобы определить, можно ли получить деньги по старым правилам, необходимо смотреть на полис виновника ДТП.

Приоритет ремонта над выплатой был введен ФЗ от 28.03.2017г. № 49-ФЗ. Он вступил в силу 28 апреля 2017 года. Это значит, что, если виновнику ДТП полис выдан до этой даты, то на вас распространяются старые нормы, когда у потерпевшего был выбор: деньги или ремонт.

Из чего складывается простой расчет. Последний день, когда может случиться ДТП, и вы будете иметь право выбирать при наличии старого полиса – 27 апреля 2018 года.

Страховая компания выдает направление на СТОА, с которой у нее заключен договор. Перечень СТОА, с которыми у страховщика есть такие договоры, должен быть указан на его сайте.

Гражданин может провести ремонт на любой другой СТОА, только при наличии соответствующего соглашения со страховой компанией. Иными словами: выбор есть только в пределах предоставленного страховщиком.

Закон обязывает при проведении ремонта использовать новые детали и запрещает ставить на автомобиль бывшие в употреблении. Поэтому износ не учитывается. К слову сказать могут поставить новые неоригинальные (китайские) запчасти.

Доплата за ремонт предусмотрена только в случае, если у виновника старый полис и вы выбрали ремонт вместо денег (см.ответ на вопрос 1).

Обязательным требованием к СТОА, с которым у страховщика есть договор, является наличие у него собственного договора с производителем или дистрибьютором машин соответствующей марки. Иными словами это должно быть СТОА официального дилера.

Данное требование обязательно, если вашему автомобилю не более двух лет (с момента изготовления). Гарантия не слетает, если она сама не превышает этот срок. В ином случае, если гарантия дана на больший срок, то она слетает.

Страховщик обязан после производства осмотра ТС выдать направление на СТОА в течении 20 дней с момента подачи вами заявления о страховом случае с полным пакетом документов.

Ремонт должен быть проведен в течении 30 дней с момента передачи вами автомобиля на СТОА. Это обязательное требование, которое никаким соглашением нельзя изменить. Обратите внимание именно после передачи автомобиля на сервис!

Ответственность перед вами несет страховщик.

За нарушение сроков выдачи направления на СТОА, страховщик уплачивает вам неустойку в размере 1 % от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки.

В случае нарушения сроков производства ремонта, страховщик уплачивает неустойку в размере 0,5 % от той же суммы соответственно.

В случае некачественного ремонта требование о возмещении убытков вы предъявляете также страховщику.

Таких случаев несколько. Разберем сначала общие основания:

  • наступила гибель машины — иными словами машину списывают в «тотал»
  • вы получили тяжкий или средний вред здоровью и от вас поступило заявление на выплату
  • вы инвалид и от вас поступило заявление на выплату
  • если стоимость восстановительного ремонта превышает лимит ответственности (на данный момент это 400 000 рублей)
  • у страховой компании нет возможности организовать ремонт на СТОА, с которой у него есть договор
  • у вас есть соглашение со страховщиком о производстве выплаты деньгами
  • если Центробанк в случае неоднократного нарушения страховщиком в течении года правил натурального возмещения, ограничит его право направлять на ремонт
  • ни одна из СТОА, с которой у страховщика есть договор, не соответствует обязательным требованиям, предъявляемым законом

Теперь перейдем к обязательным требованиям к СТОА:

  • сроки проведения ремонта на СТОА не превышает 30 дней
  • СТОА находится не далее 50 км от вашего места жительства или места ДТП
  • СТОА должна иметь договор с производителем или дистрибьютором машин данной марки, если вашей машине не более 2-х лет (см.ответ на вопрос № 4)

Если ни одна из СТОА, с которой у страховщика есть договор, не соответствует указанным требованиям, выплачиваются деньги.

Если Центробанк ограничил право страховщика направлять потерпевших на ремонт, ремонт может быть осуществлен только с вашего согласия. Информация о принятии Центробанком такого решения содержится на его официальном сайте.

На что согласиться по ОСАГО деньги или ремонт

С учетом износа согласно Единой Методике, утвержденной Положением ЦБ РФ.

Предполагается, что собственнику поврежденного авто нет никакой разницы как получать страховое возмещение. Все, что он по сути хочет, чтобы авто отремонтировали и оно было на ходу.

Если страховщик сам выбирает станцию, сам оплачивает ремонт, старые детали меняют на новые, то граждане остаются только в выигрыше. По крайней мере, именно так анонсировались поправки в ОСАГО.

Между тем реальная жизнь преподносит сюрпризы. 

Станции также не отличаются пунктуальностью и 30 дневный ремонт превращается в вялотекущий процесс на несколько месяцев. При этом некоторые СТОА спустя 2-3 месяца и вовсе отказываются делать ремонт из-за его дороговизны или невозможности заказать необходимые запчасти.

Немаловажно отметить, что качество ремонта также под большим вопросом. Если вашей машине больше двух лет, то вы не можете быть уверенным, что страховщик, стремясь сэкономить, не направит вас на СТОА, где ремонт будет проведен дешево и некачественно.

Некоторые страховые компании и вовсе не выдают направление на ремонт из-за дороговизны ремонта и стремления сэкономить. Дешевле выплатить с учетом износа, чем оплатить полноценный ремонт с заменой на новые детали. То есть сама идея приоритета натурального возмещения теряет всяческий смысл.

На что согласиться по ОСАГО деньги или ремонт

По состоянию на январь 2018 года в Санкт-Петербурге ситуация следующая.

Таким образом, возмещение происходит в натуральной форме.

Важно! Обратите внимание на то, что такая процедура применяется в отношении тех соглашений о страховании, которые были заключены после того, как изменения в ФЗ № 49 вступили в юридическую силу, то есть с 29 апреля 2017 года.

Итак, можно сделать вывод о том, что возмещение вреда, причиненного в ДТП, производится в натуральной форме только в отношении тех пострадавших, которые заключили соглашение о страховании со страховщиком после 29 апреля 2017 года.

Практически всех автовладельцев коснутся изменения в части замены страховой выплаты восстановительным ремонтом. Но есть категории лиц, которые смогут сомастоятельно выбирать, каким видом возмещения ущерба они предпочитают воспользоваться:

  • юридические лица;
  • владельцы грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других транспортных средств, не подпадающих под класс «легковые автомобили»;
  • владельцы автомобилей, не зарегистрированных в Российской Федерации.

Также есть перечень обстоятельств, при которых потерпевший имеет право самостоятельно выбирать между денежной выплатой и страховым возмещением в виде ремонта:

  • в договоре ОСАГО владельцем машины был указан конкретный автосервис, который на момент наступления страхового случая не имеет возможности произвести восстановительный ремонт;
  • в результате аварии здоровью потерпевшего был принесен тяжкий или средней тяжести ущерб;
  • владелец автомобиля является инвалидом любой группы.
  1. Возмещение в натуре.
  2. Выплата наличными.

На что согласиться по ОСАГО деньги или ремонт

Вне зависимости от того, будет это ремонт или деньги по ОСАГО, в течение 20 дней с момента подачи документов страховщик, согласно буквезакона, должен совершить одно из трех действий:

  • выдать направление на СТОА;
  • перечислить деньги;
  • направить аргументированный отказ.

Последний результат – тема особая и отдельная, а что предполагают первые два?

Вариант первый – ремонт авто по ОСАГО за счет страховщика – возможен при соблюдении двух условий:

  • у СК есть договоры (или одно соглашение, если мастерская одна) со СТОА;
  • потерпевший четко указал в своем заявлении желание ремонтироваться у партнера страховой организации.

В этом случае после проведения осмотра машины на площадках СК пострадавший транспорт направляется в мастерскую. Это ремонт по ОСАГО без денег у того дилера, с которым работает страховая организация.

Автовладелец обращается за выплатой по полису ОСАГО и соглашается с предложением компании на компенсацию в форме ремонта. После этого СК предлагает на выбор несколько автомастерских (или, в зависимости от обстоятельств, места жительства и прочих параметров, предлагает одну-единственную СТОА).

Сроки компенсации по ОСАГО за автомобиль

Страховые компании несли большие убытки, выплачивая денежные компенсации ОСАГО – этим пользовались автоюристы, которые добивались повышенных выплат по полисам ОСАГО, а также мошенники, которые специально подставляли свои автомобили для наездов.

Чтобы исключить все лазейки в законе и прекратить порочную практику незаконного получения денег от страховых компаний по ОСАГО, Правительством разработан и внедрен в жизнь закон о приоритете ремонта пред денежными выплатами.

Федеральным Законом за номером 49 от 28.03.2017 были внесены существенные изменения в закон об ОСАГО:

  • Правовой акт дает разъяснения, в каких случаях водитель пострадавшего автомобиля сможет только отремонтировать машину, а когда получить денежное возмещение по полису ОСАГО.
  • А также в нем содержаться требования к ремонтным салонам или станциям технического обслуживания, куда страховая компания будет направлять побывавшие в аварии транспортные средства по полисам ОСАГО.

Важно! По новому закону сотрудники СТО обязаны использовать только новые детали для восстановления поврежденного авто, поэтому износ машины страховщиками больше не учитывается.

Наши законодатели переняли действительно европейский опыт натурального возмещения страховыми компаниями. Налицо ряд преимуществ натурального возмещения причиненного ущерба транспортному средству по ОСАГО:

  • Пострадавшему в аварии водителю не нужно самостоятельно искать ремонтную мастерскую для восстановления автомобиля.
  • Если пострадал автомобиль, который приобретен не позднее 2 лет, то все восстановительные работы можно делать у официального дилера – средства на ремонт по ОСАГО перечислит страховщик.
  • После введения закона в жизнь, прекратились судебные разбирательства со страховыми компаниями по поводу недостаточности выделенных средств на ремонт.
  • Средства затрачиваются только на восстановительные ремонтные работы, собственнику не нужно платить юристу за отстаивание его материальных интересов.

Но не все так замечательно, как может показаться на первый взгляд, у натурального возмещения по ОСАГО есть и свои отрицательные стороны:

  • Выбор автомастерских ограничен – чтобы получить аккредитацию в РСА, для проведения ремонтных работ нужно соответствовать строгим требованиям Союза.
  • Если транспорт находится на гарантии у производителя, то вмешательство посторонних лиц может привести к потере гарантийного ремонта, о чем часто забывают страховщики.
  • Поскольку законом запрещено использовать б/у детали, а новые агрегаты стоят весьма дорого, то страховые компании стараются сэкономить на выделении необходимых средств автомастерским. Поэтому владельцам приходится производить доплату за новые комплектующие элементы авто.
  • Кроме того, все аварийные случаи отражаются в истории автотранспорта. Следовательно если владелец пожелает его продать, то это обязательно скажется на товарной стоимости авто. И реализовать его с выгодой будет весьма затруднительно. Но если бы была денежная компенсация, то полученная сумма могла покрыть часть нанесенного убытка.

Если сотрудники автосервиса выслали извещение о полном восстановлении поврежденного автомобиля, то собственник просто обязан сделать полный осмотр качества проведенных работ, проверить его работоспособность.

Важно! Предъявить претензию по качеству можно в течение полугода со дня получения транспорта от мастерской!

В этом случае направляется претензионное письмо в адрес страховщика с описанием всех выявленных недостатков ремонта, в нем можно изложить свои требования:

  1. Устранение выявленного недостатка за счет средств компании.
  2. Повторное проведение ремонта.

Если сервис отказывается в приеме претензии, то об этом следует сделать пометку в ходатайстве.

Затем собственнику необходимо заказать экспертизу технического состояния авто, и повторно обратиться в страховую компанию.

На что согласиться по ОСАГО деньги или ремонт

Если нет положительного результата, то направить исковые требования в судебный орган. Для положительного судебного решения водитель должен приложить все документы, касающиеся возникшего спора с автосервисом.

Если у вас возникли трудности с иском, то вы можете обратиться за правовой поддержкой к нашим юристам. Получите бесплатную юридическую консультацию, оформив запрос в конце статьи.

Сейчас дают деньги или оплачивают починку авто? Если до того момента как в силу вступили действующие сейчас изменения страховая организация обязана была выплатить потерпевшему компенсацию в денежном эквиваленте, то теперь организации занимающиеся страхованием при наступлении страхового случая должны самостоятельно организовать ремонт поврежденного в ДТП авто (более детально о том, что является страховым случаем по ОСАГО, можно узнать в этом материале).

ВАЖНО: На сегодняшний день основным вариантом компенсации ущерба причиненного автомобилю является его ремонт за счет СК.

Учтите при этом, что СТО (станцию тех.обслуживания) в данном случае будет выбирать потерпевший, но только из того списка, который ему предоставит страховая организация и с которой у последней заключен договор на оказание услуг.

Выбрать СТО можно как в момент заключения договора страхования, так и при наступлении страхового случая. В том случае, если автомобилю клиента менее 2 лет, то ремонтом должен заниматься официальный дилер.

Потерпевший может организовать восстановительные работы по ремонту своего авто и в СТО с которой у его СК нет договора, однако для этого он должен получить письменное соглашение страховщика.

Можно ли получить выплаты ущерба при ДТП вместо ремонта машины? В том случае, если полис обязательного страхования клиент приобрел до вступления в силу изменений, то есть до 28.04.2017, то потерпевший может выбрать или ремонт авто по направлению СК, или получение денежной компенсации. В данном случае решает не СК, а сам потерпевший.

Страховые больше не выплачивают деньги при ДТП. Но в том случае, если клиент заключил свой договор страхования уже после вступления в силу изменений, то выбрать компенсацию ущерба в денежном эквиваленте потерпевший может в случае если:

  1. Собственником пострадавшего в ДТП авто является не гражданин РФ (согласно п.15 ст.12 Закона об ОСАГО).
  2. В случае, если пострадало не легковое авто, в независимости от того к какой категории относиться собственник (ст.12 п.15.1 Закона об ОСАГО).
  3. В случае, если ТС зарегистрировано не на территории России, в независимости от собственника авто и от категории к которой относится данное ТС (ст.12 п.15.1 Закона об ОСАГО).
  4. В случае, если пострадавший получил в результате аварии вред здоровью тяжкий или средней тяжести (ст.12 п.16.1 Закона об ОСАГО). Подробнее про оценку тяжести вреда здоровью во время возмещения морального ущерба при ДТП можно прочитать в этом материале.
  5. Также собственник авто имеющий 1, 2, 3 группу инвалидности может получить деньги от СК. Но пострадавший в данном случае в своем заявление о компенсации ущерба должен указать на то, что он выбирает такую форму компенсации полученных убытков (ст.12 п.16.1 Закона об ОСАГО).
  6. Сумма причиненного автомобилю ущерба превышает установленный лимит возмещения по ОСАГО, то есть более 400 тыс.руб.
  7. Если ТС потерпевшего не подлежит восстановлению.
  8. Застрахованное лицо погибло в ДТП.

Получается, что выбрать денежную компенсацию полученного ущерба по договорам заключенным после 28.04.2017 года можно лишь в исключительных случаях описанных нами выше, в остальных случаях компенсацией будет ремонт по направлению СК.

Случаи при которых гражданин имеет право получить выплаты в денежной форме (статья 12 п.16.1 Закона об обязательном страховании):

  1. Если авто потерпевшего не подлежит восстановлению.
  2. Если потерпевший скончался из-за полученных в ДТП травм, то наследники получат компенсацию ущерба только в денежном эквиваленте.
  3. Если потерпевший в результате аварии получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью (подробнее о том, как получить возмещение вреда здоровью по ОСАГО при ДТП, можно узнать тут).
  4. Если потерпевший является инвалидом 1,2,3 группы и выбрал такую форму компенсации, но при этом владеть авто данный гражданин должен по медицинским показаниям.
  5. Если сумма восстановительного ремонта превышает лимит возможной суммы компенсации по ОСАГО (более 400 тыс.руб.). Однако, если потерпевший согласен произвести доплату за ремонт в СТО с которой у СК заключен договор, то выбрать он может и компенсацию в виде ремонта (сумма ущерба сверх лимита по ОСАГО потерпевший имеет право взыскать с виновника аварии).
  6. Если потерпевший не согласен доплачивать за ремонт авто, а сумма компенсации выше 100 тысяч рублей (установлена как лимит по Европротоколу, если ДТП оформлялось без вызова сотрудников ГИБДД).
  7. Оба участника ДТП признаны виновными, то есть у них обоюдная вина и потерпевший не согласен доплачивать за ремонт (подробнее о том, что такое обоюдная вина и как происходит выплата при этом, можно узнать тут).
  8. По соглашению сторон, то есть когда СК согласна по просьбе потерпевшего произвести выплату в денежной форме.

Однако существует еще три случая когда клиент СК имеет право на получение компенсации в денежной форме, но в законе они спрятаны и не каждый владелец авто сможет их увидеть.

  1. В законе об обязательном страховании в статье 12 пункте 15.2 абзаце шестом сказано о том, что потерпевшее лицо имеет право получить от СК компенсацию в денежной форме в случае, если ни одна из СТО предлагаемых СК не удовлетворяет требованиям установленным к таким организациям для конкретного страхователя.
    Если страхователь даст свое на то согласие СК может направить его на ремонт в такое СТО в ином случае потерпевший может рассчитывать на выплату компенсации в денежной форме.
  2. Также в законе регулирующем обязательное страхование сказано о том, что потерпевший имеет право выбрать, то СТО, которое соответствует требованиям закона из тех, что предлагает ему страховая организация или же по согласованию с СК (согласие СК в письменной форме) иную СТО (то есть не из перечня предложенного СК).

    Выбор станции осуществляющей ремонт должен быть указан в заявлении о страховании (подробнее о том, как составить заявление в страховую компанию о возмещении по ОСАГО, можно узнать тут). В таком случае СК при наступлении страхового случая обязана отправить потерпевшего на согласованную с ним СТО.

    Но в том случае, если такой возможности у СК не будет (в законе о причинах невозможности отправления на ремонт в выбранную СТО нет ни слова), то страхователь вправе потребовать от СК выплату компенсации в денежном эквиваленте или же он может также выбрать другое СТО предложенное СК.

    ВАЖНО: Согласие страхователя на другую СТО должно быть оформлено письменно.

  3. Последний вариант когда потерпевший имеет право на получение денежной компенсации это ситуация когда в течение года ЦБ РФ выявит 2 и более раз нарушений СК своих обязательств в отношение восстановительного ремонта, например по организации такого ремонта или по его оплате.

    В таком случае ЦБ РФ имеет полное право (право, а не обязанность) запретить такой страховой организации осуществлять возмещение ущерба потерпевшим путем направления их на ремонт сроком до одного года. С даты принятия банком такого решения страховщик будет обязан осуществлять выплату компенсации ущерба деньгами в том случае, если страхователь не согласен с направлением на восстановительный ремонт.

    Страхователя о вынесенном ЦБ РФ решении СК обязана уведомить. Страховщик в данном случае обязан направить согласие на ремонт и подтверждение об уведомлении клиента в РСА (п.17 ст.12 Закона об ОСАГО).

Законодательные аспекты

Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:

  • Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
  • Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.

Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме.

Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.

Федеральный закон предусматривает срок, в течение которого страховая компания рассматривает поданные заявления потерпевших и принимает по ним решения.

Важно! С момента получения заявления страховая компания в течение 5 дней согласовывает дату проведения осмотра автомобиля, а также в течение 15 дней направляет представителя для осмотра авто.

Таким образом, решение страховой компанией должно приниматься в срок, не превышающий 20 дней с момента получения заявления. Обратите внимание, что в этот период не включены праздничные и нерабочие дни, которые установлены Трудовым Кодексом РФ.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

СТО производит ремонт автомобиля, поврежденного в ДТП в течение периода, указанного в направлении, выданном страховой компанией.

Ремонт по ОСАГО

Учтите! Такой период не может быть более 30 рабочих дней с момента предоставления транспортного средства и передачи поврежденного транспорта страховой компании, для перевозки на СТО.

Хочется надеяться, что в конечном итоге это окажет положительную динамику на повышения уровня обслуживания и ремонта.

Нельзя не отметить, что в новом законе прописано положение, благодаря которому износ автотранспорта не будет учитываться при принудительном ремонте ТС. Таким образом, износ будет принят во внимание только в случае замены страхового возмещения денежной компенсацией.

Также принятые нововведения позволят наконец-то отсечь всевозможных перекупщиков долгов по ОСАГО и недобросовестных автоюристов, ранее процветавших на этом рынке.

При отсутствии непредвиденных обстоятельств, искусственного продления сроков анализа повреждений и общего состояния автомобиля по инициативе страховой компании, общий срок проведения ремонтных работ составляет максимум один месяц.

Предполагается, что работы должны быть произведены в течение 30 рабочих дней. Точка отсчета – момент передачи машины в мастерскую.

Ремонт или выплата от СК

Срок может быть увеличен только в том случае, если это предусмотрено технологией выполнения ремонтных работ и потерпевшая сторона не предъявляет претензий.

В противном случае страховщику придется выплатить страхователю неустойку..

При замене комплектующих не допускается установка бывших в употреблении или восстановленных запчастей. При этом о том, должны ли это быть оригинальные запчасти или аналоги, в законе не говорится. Следовательно, установлены могут быть новые запчасти любого происхождения.

Вместе с тем не всегда можно найти новую деталь, пусть даже и не оригинальную (например, когда авто старое и запчасти к нему давно не производят). Для таких случаев законодатель оставил возможность использования при письменном согласии автовладельца и б/у деталей.

Плюсы и минусы решения

Замена денежной компенсации оплатой и организацией ремонта выгодна скорее страховщикам, чем автовладельцам. Ведь теперь можно исключить случаи мошенничества, когда собственник только делает вид, что попал в аварию, и просто получает с компании деньги.

Но законодатели объяснили внесение изменений несколькими преимуществами, которые они дают и собственникам ТС:

  • автомобиль отремонтируют так, что его состояние вернется к прежнему, существовавшему до аварии;
  • детали разрешено использовать только новые, что тоже поспособствует качеству восстановления авто;
  • средства потратятся действительно на ремонт, поэтому на дорогах будет меньше неисправного транспорта, то есть движение станет более безопасным;
  • собственнику не нужно самому искать СТО, договариваться;
  • для него снижается риск стать жертвой автоподставщиков, ведь теперь денег со страховщика не взять.

Владельцы же ТС видят в обновлении законодательства скорее минусы:

  • придется отправлять машину на определенную станцию техобслуживания, а не туда, куда хочется;
  • качество восстановления ТС может оказаться под вопросом, ведь договор между автосервисом уже заключен, и деньги он получит вне зависимости от этого;
  • не получится отремонтировать машину самостоятельно и взять компенсацию от страховщика себе на другие нужды.

Кто может получить деньги

Для того, чтобы понять, возможно ли получение именно денежных средств по прежним нормам, потребуется осмотреть страховку той стороны, которая стала виноватой в аварии.

Оплата ремонта по ОСАГО стал в приоритете благодаря уже выше упомянутому закону, вышедшему в 2017 году. Это играет главную роль в данном вопросе, так как если у виноватой стороны ДТП полис составлен в 2017 году, то есть по старому закону, то у потерпевшего появляется выбор: восстановление машины за счёт ремонтирования или получение денег.

Можно ли получить выплаты вместо ремонта машины? В том случае, если полис обязательного страхования клиент приобрел до вступления в силу изменений, то есть до 28.04.2017, то потерпевший может выбрать или ремонт авто по направлению СК, или получение денежной компенсации.

Частый вопрос — что выбрать, бесплатный ремонт или деньги? Получить возмещение по ОСАГО — деньги, намного выгоднее, чем ремонтные работы за счет страховщика.

Так как иногда починить автомобиль гораздо дешевле заявленной суммы, либо купить на эти деньги новый автомобиль, а старый продать. Для начисления денежных выплат установлен период равный одному месяцу, после задержки будут поступать пени.

На починку период возмещения не ограничивается и начисление неустойки не предусмотрено. Поэтому выгоднее выбрать деньги, чем ремонт.

При требовании денег по ОСАГО клиентом на починку автомобиля вместо ремонтных работ, страховые компании навязывают обязательный осмотр в своих автомастерских.

По гарантийному талону страховая компания может предоставит дополнительную компенсацию на ремонт.

Единственной и, пожалуй, очень неприятной отрицательной чертой ремонта автосервисом-партнером страховщика является не некачественная работа мастера, а нежелание страховой компании оплатить качественный ремонт.

В том случае, когда потерпевший в ДТП автолюбитель выбирает ремонт вместо денежной компенсации, он не получает на руки ни одной копейки, тем самым не участвует в обороте денежной массы.

Автомастерские в свою очередь тоже не отстают от страховщиков, так как владелец ТС полностью отстраняется от ремонтных работ. Таким образом, не добросовестный мастер вместо рихтования кузова может просто нанести огромный слой шпатлевки, а вместо замены поврежденной запчасти просто ее отреставрировать.

Говоря о привычном для автомобилистов варианте возмещения ущерба по полису ОСАГО, хочется напомнить о том, что в большинстве случаев оценка ущерба автомобилю оказывается намного ниже реальной стоимости его ремонта.

Перед обращением к страховщику не забудьте проверить подлинность полиса ОСАГО по базе. Известно, что сумму возмещения страховые компании рассчитывают, опираясь на среднюю стоимость ремонта автомобиля в данном регионе.

Отказ от выплат СК

Однако это совершенно не означает, что этих денег хватит на качественный ремонт машины, ведь восстановление авто даже после несерьёзных «травм» требует определённых затрат.

Кроме того, не стоит забывать о том, что при расчете суммы возмещения, страховщики по Закону об обязательном страховании автогражданской ответственности учитывают износ деталей машины, то есть вычитают из стоимости детали повреждённого автомобиля определённый процент.

Получив от страховой компании деньги, владелец машины может столкнуться с проблемой выбора станции технического обслуживания. Причём зачастую получается так, что реальная стоимость ремонта значительно отличается от полученной суммы возмещения ущерба.

Но при самостоятельном выборе автосервиса нужно учитывать ещё один нюанс. В случае натурального возмещения ремонт автомобиля производится только в тех СТО, с которыми у страховой компании заключён договор, а значит, выбранного вами автосервиса в этом списке может и не оказаться.

Условия и сроки

В законе подробно описываются условия ремонта по ОСАГО в выбранной клиентом страховой компании станции технического обслуживания (СТО):

  • Собственник пострадавшего автомобиля может на свой выбор передать автомобиль в определенную мастерскую, причем страховщиком предлагается несколько адресов аккредитованных через него СТО.
  • Если клиент соглашается на ремонт только в определенной мастерской, адрес которой отсутствует в предложенном списке, то страховщик не вправе отказать и не должен чинить препятствий для проведения ремонта.
  • Однако сама станция должна располагаться на расстоянии до 50 км от места проживания водителя потерпевшего в аварии авто, или от места происшествия, за исключением тех обстоятельств, когда страховщиком была организована и оплачена эвакуация транспорта до места расположения станции обслуживания.
  • Сотрудники станции технического обслуживания обязаны в течение 30 суток провести все восстановительные работы с момента поступления транспорта.
  • Новыми законодательными актами о страховании транспорта по ОСАГО устанавливается срок действия гарантии после проведенного ремонта. По общим правилам он составляет 6 календарных месяца, но на работы, связанные с восстановлением кузова и его окраски он увеличен до года.

Но страховые компании заключают договора не только на распространенные автотранспортные средства, но и на эксклюзивные модели, запчасти для которых выпускаются в ограниченном количестве. Поэтому для этих видов машин сроки могут быть иными, в зависимости от поставки производителем запасных частей.

Однако за пропуск установленного законом срока предусмотрена ответственность либо станция будет отвечать за некачественно проведенные ремонтные работы рублем.

Если у вас остались невыясненные моменты, то вы можете задать интересующий вас вопрос нашим юристам во всплывающем окне. Юридическая консультация оказывается бесплатно.

Законом предусмотрены денежные выплаты по ОСАГО в нескольких случаях:

  1. В случае полной гибели автомобиля в аварии.
  2. Если конечная стоимость восстановительного ремонта выше установленного номинала по ОСАГО (более 400 тыс. руб.).
  3. Если страхователь погиб во время ДТП, или он получил тяжелые увечья. Выплаты получат его ближайшие родственники.

Несмотря на негодование владельцев автотранспорта по поводу натурального, а не денежного возмещения по ОСАГО, страховые компании в большинстве случаев направляют поврежденные автомобили на ремонт.

Со вступлением закона в силу, получить приличную компенсацию, а потом сэкономить на ремонте, и некачественно отремонтировать свое авто, создавая угрозу жизни всем участникам движения, уже не получиться.

Однако, следует понимать, что закон о приоритете натурального возмещения вовсе не обязывает страховые компании в обязательном порядке направлять пострадавшее в ДТП авто на ремонт. Страховщик вправе по своему усмотрению заменить ремонт страховой выплатой по ОСАГО.

Требовать заменить натуральную форму возмещения ущерба на денежную выплату, возможно если вы сможете доказать страховщику, что в вашем случае невозможно произвести ремонт авто в рамках закона об ОСАГО.

Примером может послужить следующая ситуация: страховая компания виновника аварии не имеет договора с СТО в городе проживания потерпевшей стороны, потерпевшая сторона обращается по ПВУ в свою страховую компанию и та выплачивает страховое возмещение.

Если вы хотите получить от страховой компании деньги вместо ремонта авто, обратитесь за юридической поддержкой к нашим экспертам, оформив запрос в конце статьи.

Теперь вы знаете, как получить выплаты ущерба при ДТП вместо починки автомобиля. Для этого вы должны поучаствовать в одном из случаев, описанных выше. В целом же ситуация такова, что страховые компании больше не будут ничего выплачивать владельцам авто, попавшим в ДТП.

Подробнее о том, как получить деньги по ОСАГО после ДТП, можно узнать тут.

Страховая компания после проведённого осмотра машины после ДТП должна выдать пострадавшему лицу направление на СТОА в период двадцати суток после того дня, как клиентом будет оформлено специальное заявление, переданное с требуемыми документами.

Важно: тридцать дней начинаются с того момента, как машина будет передана в СТОА. В том случае, если владелец авто будет продолжать разъезжать по дороге на повреждённой машине, месяц не начнёт своё исчисление.

Что выгоднее? Ответ зависит от ряда условий:

  • список дилеров страховой компании (репутация СТОА, цены, гарантии);
  • обстоятельства: есть ли на примете надежный специалист, который возьмется провести недорогой ремонт;
  • состояние автомобиля (нужно понимать, что при сильных повреждениях всегда выгоднее и безопаснее провести ремонт по ОСАГО у дилера
    марки).

Ремонт или деньги по ОСАГО

Как правило, серьезные крупные страховщики, которые постоянно работают с проверенными компаниями (официальными дилерами популярных марок авто), рекомендуютвоспользоваться методом возмещения в натуре. Это удобно всем сторонам:

  • пострадавший водитель получит гарантии качественного ремонта при ОСАГО, не будет докладывать свои деньги, чтобы хватило на все работы;
  • страховщик будет иметь возможность контролировать обоснованность каждого вложенного рубля;
  • у мастерской появится клиент с гарантированной оплатой.

Получитьналичные деньги и направить их на оплату услуг им выбранной компании в такой ситуации удобнее. Не придется ждать, пока СК и его СТОА договорятся о ценах.

Страховые ремонтные работы осуществляются при условии, что восстановление авто еще возможно, то есть гибель транспортного средства не наступила. В противном случае машина отправляется на утилизацию, а потерпевшая сторона может получить денежные выплаты.

Законом определены минимальные требования к организации ремонта машины после ДТП по ОСАГО, которые одновременно выступают гарантиями для потерпевших:

  1. Сервис должен обеспечить ремонт в срок, не превышающий 30 рабочих дней. Срок начинает исчисляться с момента передачи машины на СТО или страховщику для транспортировки к месту ремонта.
  2. Сервис должен быть доступен для потерпевшего территориально: от места жительства или места ДТП (по его выбору) расстояние до автосервиса не должно превышать 50 км. Это требование не принимается во внимание, если транспортировкой авто занимается страховая.
  3. Автомобили, с момента выпуска которых еще не прошло 2 года, должны направляться на ремонт только к официальным дилерам, то есть организациям/ИП, которые имеют договор с производителем или импортером на обслуживание конкретной марки авто. Требование было введено для сохранения гарантийных обязательств производителя. Правда, на некоторые машины срок гарантии составляет более 2 лет — решать вопрос их починки, по-видимому, придется путем переговоров со страховой организацией.

Если хотя бы одно из этих требований не может быть выполнено, автовладелец имеет полное право на замену ремонта выплатой.

При приеме автомобиля на СТО владелец обязан зафиксировать в акте приема-передачи обнаруженные недостатки и направить в страховую организацию претензию. Если недостатки ремонта обнаружились не сразу, после их обнаружения следует направлять претензию, но не в сервис, а страховщику.

ВАЖНО! На ремонтные работы гарантийный срок по закону — 6 месяцев. Для кузовных работ и работ, связанных с лакокрасочными материалами, гарантия увеличена до 12 месяцев. Все сроки указываются в акте приемки авто. Претензии по качеству ремонта принимаются только в течение гарантийного срока.

После получения претензии страховая обязана в 5-дневный срок осмотреть авто (возможно привлечение специалистов из СТО). По результатам осмотра составляется акт. Если в ремонте выявлены недостатки, то:

  • в случае возможности устранить их выдается повторное направление на ремонт;
  • при невозможности их устранения выплачиваются деньги.

ФЗ «Об ОСАГО» устанавливает следующие максимальные суммы возмещения ущерба по ОСАГО:

  • до 400 000 рублей в отношении ущерба, который причинен транспортному средству;
  • до 500 000 рублей в отношении ущерба, который причинен здоровью лица, признанного потерпевшим.

Направление на ремонт ОСАГО от страховой компании

Важно! Необходимо обратить внимание на то, что максимальный размер выплаты назначается страховыми компаниями достаточно редко.

На практике уменьшить эту сумму могут множество факторов.

Для расчета суммы, на которую вправе претендовать потерпевший, необходимо знать:

  • о размере рыночной стоимости авто;
  • о степени износа транспортного средства;
  • о характере полученных повреждений;
  • о сумме ущерба.

В связи с тем, что условий, влияющих на размер выплаты для восстановительного ремонта, достаточно много, на выплату максимальной суммы при обычном ДТП рассчитывать не приходиться.

Следующий вопрос заключается в том, какова стоимость полиса? На официальных сайтах страховых компаний есть онлайн калькуляторы, которые позволяют в режиме реального времени проверить стоимость оформляемого полиса. Назначить более высокую стоимость страховщик не может.

Помните! В настоящее время допускается оформить страховой полис на сайте страховщика в онлайн режиме. Начиная с 2017 года, такая возможность должна быть предоставлена всем пользователям на официальных сайтах страховых компаний.

Потерпевшая сторона, подавая заявление на возмещение причиненного ей ущерба, имеет право на получение денег на восстановительные работы либо же может рассчитывать на бесплатный ремонт в автомастерской или у официального дилера, с которым у страховщика заключен договор.

Изменения в оформлении ОСАГО на машину

Новшеством со знаком «плюс» можно назвать то, что теперь полис можно оформить через Интернет. Владелец машины подает заявку в электронном виде о заключении договора на сайте компании и оставляет свой email.

С 2018 года оформление электронного полиса стало для страховых фирм обязательным. Но возможность сделать его обычным способом сохраняется.

Заключение

Плюсы и минусы ремонта по направлению страховщика после ДТП

Даже несмотря на все подводные камни ремонта авто в СТО с которой у СК заключен договор, многие водители на сегодняшний день выбирают именно этот вариант. Но многие до сих пор предпочитают денежную компенсацию и происходит это из-за не очень лестных отзывов водителей, которые уже столкнулись с новым видом возмещения ущерба.

При покупке нового полиса важно знать, с какими СТО у страховщика заключен договор. Их список должен быть размещен на сайте фирмы. Это пригодится, если речь пойдет о прямом возмещении убытков. Ведь тогда ремонт организует компания потерпевшего.

Если прямое возмещение невозможно, придется выбирать СТО из списка страховой фирмы виновника.

Тем, кто купил новую машину, нужно взять у дилера список сервисов, которые могут ремонтировать авто на гарантии. И при оформлении полиса отдать предпочтение страховщику, заключившему с этими СТО договор.

Сколько стоит ремонт?

То же самое касается и оплаты работы мастеров автосервиса. Это значит, что если страховые выплаты не покроют расходы техцентра по приведению авто клиента в должное состояние (максимальная сумма выплат по ОСАГО не превышает 400 тысяч рублей), то разницу ему придется доплатить.

При каких обстоятельствах шофёр может выбрать денежную компенсацию или ремонт?

Что лучше выбрать? На сегодняшний день у тех водителей (если их случай не является исключением) кто заключил договор обязательного страхования после вступления в силу изменений нет выбора, так как сейчас в приоритете у страховых организаций направление водителя на ремонт.

Компенсация в натуральной форме более выгодна начинающим водителям, так как основные действия (направление на ремонт, взаимодействие с сотрудниками СТО и т.д.) возьмет на себя страховая организация. Также такой вид компенсации выгоден при незначительных повреждениях ТС, так как это экономит время и силы потерпевшего.

ВАЖНО: Однако следует понимать, что ремонт по полису обязательного страхования будет производиться с учетом износа поврежденных деталей, даже если установленные детали были заменены относительно недавно (в таком случае следует предоставить СК чеки на покупку данных деталей, тогда сумма вычета за износ будет намного меньше).

Теперь вы знаете, что лучше взять при страховом случае.

Все страховые организации своим клиентам предоставляют направление на СТОА. Клиенту не приходится выбирать для себя какую-то определённую станцию, так как компания направляет его на СТОА, с которой заключён контракт.

Однако клиент может выбрать для себя подходящее, по своему мнению СТОА, однако перед тем, как туда обратиться, ему необходимо получить специальное соглашение от страховщика. Формальный выбор, конечно, у водителя есть.

Перед этим компания осматривает поврежденное ТС и проводит независимую техэкспертизу.

Направление представляет собой особый документ в определенную станцию техобслуживания. Если водитель воспользуется услугами другого автосервиса, страховая может отказать в компенсации расходов.

Как выбрать автосервис

При оформлении полиса ОСАГО в заявлении можно указать конкретный автосервис, куда при прямом возмещении убытков страховая выдаст направление на ремонт.

Учтите! Если страховая почему-то не может организовать ремонт в выбранном автосервисе из своего списка или по письменному соглашению, тогда тоже можно требовать выплату.

Что лучше выбрать? На сегодняшний день у тех водителей (если их случай не является исключением) кто заключил договор обязательного страхования после вступления в силу изменений нет выбора, так как сейчас в приоритете у страховых организаций направление водителя на ремонт.

Учитывая неурегулированность многих вопросов страхового ремонта, большинство автовладельцев выбирает денежные выплаты по ОСАГО. Такой вариант обладает несколькими преимуществами:

  • Возможность получить средства на руки и самостоятельно заняться ремонтом транспортного средства.
  • Право выбора СТО. Вы можете легко обратиться в тот техцентр, специалисты которого Вам уже неоднократно оказывали услуги.
  • Возможность контролировать ход выполнения работ.

К недостаткам получения денежной компенсации относят лишь то, что Вам самим придется заниматься всеми вопросами.

Преимущества и недостатки устранения повреждений машины

Очень нелегко сделать выбор, что является более выгодным для страхователя получение компенсации в денежной форме или ремонт в СТО, которую предлагает СК. С одной стороны клиент самостоятельно выбирает ту СТО в которой будет производиться ремонт, однако из того перечня, который предоставит ему СК.

Очень часто можно услышать жалобы собственников авто о том, что СК сотрудничают лишь с теми СТО, которые ей выгодны с финансовой точки зрения. Не выгодно клиенту будет ремонтировать машину в СТО, которая находиться далеко от его места жительства, ведь в таком случае он также вынужден будет оплатить транспортировку авто до места проведения ремонта.

В законодательстве говориться о том, что клиент имеет право получить компенсацию в денежной форме, если СТО, которую предлагает СК находиться на удаление больше, чем пятьдесят километров от его места проживания, однако в том случае, если компания возьмет на себя все расходы по доставке авто, то данное условие не будет действовать.

Но преимущества у такого вида возмещения все же есть. Так потерпевший будет освобожден от хлопот по взаимодействию с сотрудниками СТО. Также клиент будет освобожден от решения финансовых вопросов с СТО.

Согласно новым поправкам эксперты СК при направлении клиента на ремонт теперь не имеют права учитывать износ авто, что является несомненным плюсом.

Поскольку законом предусмотрен теперь ремонт вместо выплат, то он обязывает каждый сервис проводить замены повреждённых деталей на абсолютно новые запчасти. Устанавливать уже использованные запчасти — нельзя.

Например, в Волгоградской области были замечены множественные случаи использования неоригинальных запчастей в автосервисе. Естественно, авто не могли долго хорошо функционировать после так называемого ремонта. Скопилось немало недовольств со стороны владельцев авто. Были судебные разбирательства.

Виновник аварии выплачивает недостаток за ремонтные работы в том случае, если его страховка соответствует нормам прежних правил.

Очень нелегко сделать выбор, что является более выгодным для страхователя получение компенсации в денежной форме или ремонт в СТО, которую предлагает СК. С одной стороны клиент самостоятельно выбирает ту СТО в которой будет производиться ремонт, однако из того перечня, который предоставит ему СК.

  • Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
  • Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
  • Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
  • Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.

Будет ли действительна ещё гарантия после проведённого ремонта?

Поему же этот договор считается прямой необходимостью? Если машине нет и 2-х лет после её производства, то гарантия никуда не исчезнет, если её срок действия не превышает срок использования авто. Если у гарантии срок больше, то в этой ситуации она становится недействительной.

Многие автовладельцы склонны обвинять работников сервиса за то, что он плохо отремонтировал машину. Но всю ответственность за некачество несёт непосредственно страховщик.

  1. В том случае если компания не выдала направление на СТОА в течение 20 суток, то выплачиваются с её стороны неустойки за нарушение сроков. Неустойка составляет 1% от всей суммы компенсации. Она будет начисляться за каждый день просрочки.
  2. Если ремонт длился дольше месяца, то неустойка составляет 0,5%.
  3. Если ремонтные работы были проведены некачественно, то автовладелец вправе подать требование о компенсации убытков своей страховой организации.

Когда таких СТО нет у страховой компании, то потерпевший обладает правом самостоятельно решить, будет ли он ремонтировать свое авто в ином СТО. Если потерпевший отказывается от восстановительного ремонта, то ему выплачиваются денежные средства.

Обратите внимание! Такое правило распространяется только на те автотранспортные средства, которым не более двух лет.

Таким образом, получается, что производитель определяет гарантию на машины – 3 и более лет, однако страховая компания при отсутствии у нее СТО, обслуживающей машины на гарантии, может выдать направление в иной центр по ремонту и не будет выплачивать денежные средства.

П. 15.1 ст. 12 предусматривает следующие условия предоставления гарантии на осуществленный восстановительный ремонт:

  • при проведении кузовных работ, а также окрашивания – 12 месяцев;
  • на иные виды проведенных работ – 6 месяцев.

Если после проведенного ремонта обнаруживаются недостатки, транспортное средство повторно ремонтируют.

В некоторых договорах страховщик закрепляет правило о предоставлении денежной компенсации в том случае, когда на СТО провели ремонт не качественно.

Какие документы Вам потребуются?

При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:

  • Заявление на страховое возмещение или ремонт;
  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • Справка о ДТП;
  • Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если эти документы были предоставлены Вам в ГИБДД;
  • Копии ПТС, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации авто, доверенности на управление;
  • Копия паспорта;
  • Отчет об оценке ущерба;
  • Акт приема-передачи;
  • Квитанция об оплате услуг по оценке ущерба авто.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector