Как правильно уволить нерадивого сотрудника

Отказ от делегирования

Стремление контролировать все очень часто проявляется у первых лиц в хроническом нежелании или неспособности делегировать полномочия и ответственность. Этот необъяснимый страх перед необходимостью отдать кому-то хоть толику власти парализует даже самых матерых руководителей (заметьте – руководителей, а не управленцев), ведь в сознании рисуются душераздирающие картины уходящих вдаль непокорных (или непокоренных) рабов, вышедших из-под контроля, освободившихся от ярма, разорвавших цепи и организовавших бунт на галере.

Именно этот парализующий сознание ужас заставляет распределять блокноты и ручки (дабы не ушло «на сторону»), контролировать работу уборщиц и охранников. При этом замы чувствуют себя банальным передаточным звеном, винтиком в сложной системе управления бизнесом.

https://www.youtube.com/watch?v=https:www.googleadservices.compageadaclk

Кто-то осознает свою абсолютную ненужность и уходит, кто-то смиряется и механически спускает задания в нижестоящие подразделения, не имея, тем не менее, никакой возможности ни повлиять, ни замотивировать, ни даже наказать.

Система разумной или абсолютной автократии в той или иной степени успешно выжигает каленым железом инициативу, проактивность, творческий подход, тем самым умножая на ноль ответственность, чувство сопричастности, интерес, лояльность.

Не имея реальной возможности влиять на процессы и результаты, но подспудно ощущая необходимость демонстрировать и первое и второе, исполнители сливаются в едином порыве в ИБД (имитации бурной деятельности).

Тщательно приписывая себе то, что не делалось, делалось не ими, делалось против правил и здравого смысла, но, тем не менее, занимая весомое место в одном из множества видов отчетной деятельности, подменяющих реальную активность и результат.

Как правильно уволить нерадивого сотрудника

А что же происходит с первым лицом? Вникая в каждый вопрос, подвопрос, каждый аспект, нюанс, тонкость, каждого процесса, подпроцесса, процедуры, он теряет возможность сформировать реальную картинку состояния бизнеса.

Он видит мазки, но не видит сюжета. Он успешно разруливает копеечные вопросы и успешно уклоняется от решения вопросов стратегических, жизненно важных – развития или выживания.Читайте еще:
Как правильно делегировать полномочия

Офисная и другая техника

Желательно, чтобы офис был обеспечен необходимой для работы техникой. Сканер, копировальный аппарат, это, само собой разумеется. Желательно всегда в работоспособном состоянии. Это элементарно ускоряет рабочий процесс.

Мониторы должны соответствовать требованиям работы. Например, для дизайнера полиграфии требования к монитору одни, для программиста другие, для обработчика фотографий третьи. Нет смысла экономить, так как если монитор не соответствует требованиям, то элементарно снижается производительность труда. С красными глазами и опухшими веками творчества ждать не приходится.

Офисная мебель пусть будет проще, но эргономичной, лёгкой и удобной. За столами и на стульях должно быть комфортно, даже работая по 12 часов в сутки.

Запрет инициативы

Такому руководителю не с кем обсудить столь важные темы, посоветоваться, ибо его «правые и левые руки» угоднически склонились в привычной позе «чего изволите» и не способны быть ни генераторами идей, ни их верификаторами, ни оппонентами первому лицу в случае несогласия, ни организаторами выполнения.

Система тотального контроля делает в равной степени невозможной и ненужной систему мотивации, то есть побуждения к эффективной деятельности. Нет смысла побуждать человека к результату, если он заранее знает, что его инициативы не нужны, мнения – не интересны, деяния – не важны, а ответственность будет распределена принудительно в соответствии со штатным расписанием.

Гигиена

Наличие питьевой воды, чайника, чистого и всегда исправного туалета это необходимый минимум. Конечно, всё труднее найти офис, где такие предметы отсутствуют. Но ещё не редкость, когда на чайник сбрасываются сотрудники.

Желательно иметь помещение для приёма пищи и, в таком случае, место для её хранения. Стоимость обеда в соседнем кафе может быть не по карману вашим сотрудникам, а крошки на рабочем столе или жующий сотрудник при посетителе это имидж вашей компании.

Строгий контроль рабочего времени

Некоторые собственники и наемные топ-менеджеры склонны к неоправданному «закручиванию гаек», особенно в близкие к кризисным времена. Им кажется, что если подвести абсолютно все процессы жизнедеятельности сотрудника под неусыпное око Саурона, то общая эффективность взмоет в небеса и тогда… В итоге бизнес-система, априори требующая гибкости, превращается в «палочно-полицейскую», в которой первую скрипку играет руководитель службы безопасности.

Даже 30-секундные опоздания отслеживаются по данным пропускного режима и неумолимо караются как минимум объяснениями, а то и штрафами. Понятно, что в подразделениях, связанных с обслуживанием клиентов, даже 10-секундное опоздание непростительно, однако борьба с опозданиями жестко опутывает все подразделения бизнеса и абсолютно игнорирует факты постоянных задержек на работе, внеурочных часов, субботних и воскресных бдений.

На персональные рабочие места устанавливаются программы, которые отслеживают и обобщают историю «блужданий» сотрудника просторами Интернета. Решительно блокируются социальные сети, коммуникаторы, мессенджеры или вообще доступ в Сеть.

Ограничивается использование корпоративной фиксированной, мобильной и даже личной связи с внешним миром по вопросам, не связанным с бизнесом. Врубается система видеофиксации. Жестко регламентируется время на перекуры, чаепития, посещения «общественных» помещений.

1. Обеспечить соответствие цели подсистемы контроля целям бизнеса. Контроль должен не просто собирать информацию по всем направлениям деятельности, а составлять четкую дефектную карту по действительно приоритетным и критичным направлениям.

Руководителю важно разобраться, что важно для него. Убедиться, что эти точки реально полезны для бизнеса, и сфокусироваться на них. Делегировать полномочия на детализацию стратегической контрольной карты замам.

2. Контроль должен не только фиксировать факты отклонений и нарушений, но и обеспечивать своевременное их устранение. Важно обеспечить связь результатов контроля и соответствующих управленческих решений по корректировке направления движения, замотивировать сотрудников не на процесс поиска мелких проблем, а на процесс их истребления.

3. Убедиться, что существующие способы контроля не «съедают» экономику бизнеса. Если на поддержание системы контроля бизнеса нужно больше денег, чем на его развитие, стоит задуматься о жизнеспособности такого бизнеса.

Как правильно уволить нерадивого сотрудника

4. Излишняя регламентация бизнеса и жесткий контроль процедур на их соответствие стандартам лишают бизнес гибкости. Регламентировать нужно только то, нарушение чего критично. И оставить поле для творчества и проактивности, которые так или иначе приведут к эффекту синергии.

5. Не убивать лояльность персонала в обмен на эфемерное формальное поддержание дисциплины. Запуганный сотрудник не будет работать эффективно, обиженный будет работать во вред.

6. Ручное управление хорошо для стартапа. Системный бизнес должен поддерживаться системным принятием управленческих решений за счет четкого распределения функциональных зон и делегирования полномочий и ответственности.

7. Собственник должен быть для своего бизнеса скорее стратегом и вдохновителем, лидером, ведущим за собой, нежели администратором. Водить рукой могут многие, не все способны обеспечить движение в заданных направлениях.

8. Собственник должен понять, что масштаб его бизнеса будет ограничен кругом людей, которым он может доверять. Всеобщая подозрительность существенно сужает не только круг доверенных лиц, но и сферу развития дела.

Контроль как функция жизненно необходим любой системе. Однако диспропорции и дисбаланс в контрольных настройках могут вызвать болезненные деформации в самой системе. О том, что бывает, когда функция контроля отсутствует, мы поговорим в следующий раз.

График

В большинстве современных компаний для многих профессий нет смысла придерживаться жёсткого графика. Руководитель вполне может организовать гибкий график работы. Главное обеспечить результат, а не платить людям за часы, проведённые в офисе. К тому же гибкие графики позволят сотрудникам уделять время учёбе, семье и себе.

Для многих профессий работ возможна удалённая работа. Многие люди имеют дома компьютер, подключённый к Интернет. Заметьте, использование удалённых сотрудников позволит сэкономить на офисе.

Чтобы из-за гибких графиков или условий удалённой работы не возникало проблем в работе, необходима система коммуникаций. Эта система должна обеспечивать связь с сотрудником, возможность передачи информации, проведения совещаний в формате конференций.

Шпионская сеть

У лица, ответственного за верификацию информации, неминуемо появляется разветвленная система внутренних шпионов, наушников, доносчиков. Система, при которой шаг по карьерной лестнице сопряжен с «притапливанием конкурентов», формирует целый пласт кадров, выслуживающихся, а иногда и злонамеренно клевещущих на других.

Отношения между сотрудниками теряют искренность, теплоту, доверительность. Вместо этого насаждается атмосфера подозрительности, неприязни, страха. Здоровая конкуренция превращается в войну за выживание, а бизнес все больше становится похож на исправительно-трудовую колонию.

Некоторые руководители опускаются до внедрения полиграфов в повседневную жизнь офиса. Такая болезненная подозрительность заставляет видеть в человеке не партнера, а потенциально опасный для системы элемент, и подсознательно вся система бизнеса настраивается на упреждение гипотетической угрозы, а не на развитие этой самой системы.

Организация и дисциплина

Одна из основных задач руководителя организовать работу, коммуникации между сотрудниками. Это особенно важно, если деятельность компании связана с проектами. Недостатки организации, управления очень сильно влияют на сотрудников.

У них возникает ощущение, что компания сама ставит препятствия для своего развития и их работы. Или возникают межличностные конфликты на почве рабочих отношений, психологический микроклимат становится невыносимым и вытягивает лишние силы из сотрудников.

Важно правильно распределить полномочия, зоны ответственности, установить коммуникации. Также руководителю желательно успевать реагировать на вопросы сотрудников, запросы, оперативно согласовывать предложения, инициативы.

Также важно создать разумный баланс между свободой сотрудника в действиях и контролем над процессами. Излишний контроль будет сдерживать сотрудника. Недостаточный контроль приведёт к потере управления над ситуацией.

Также к организации можно отнести возможность пауз в работе. В принципе, даже по санитарным нормам полагается отдыхать, периодически, от компьютера. В силах руководителя организовать досуг. Например, в шведском офисе компании Google для работников предусмотрены настольные игры.

Бюрократия в приоритете

Особая форма тотального контроля – исключительное тяготение руководства компании к чрезмерной стандартизации всех процессов и процедур.

Бесконечное количество инструкций, циркуляров, положений, директив, приказов, рекомендаций, распоряжений, разъяснений, многие из которых дублируют или взаимоисключают друг друга вследствие рассинхронизации системы (а обеспечить синхронизацию при таком обилии внутренних нормативных актов практически невозможно), требование безукоризненно следовать требованиям скриптов и стандартов делает бизнес «деревянным», лишает его гибкости, необходимой при работе с клиентами, убивает в людях творческое начало, роботизируя их.

В итоге мы имеем совершеннейшую модель управления бизнеса в ручном режиме. И в случае, когда первое лицо внезапно покидает капитанский мостик (заболевает, уезжает в командировку или отпуск), корабль бизнеса становится все больше и больше похож на скутер, потерявший управление и врезающийся во все, что попадается на его пути.

Отношение руководителя

Конечно, руководители выстраивают свои отношения с сотрудниками, исходя из особенностей своего характера, мировоззрения. Однако руководителям стоит помнить, что излишняя жёсткость, дистанция нарушает коммуникации.

Сотрудники просто боятся творчески подходить к задачам и вообще к руководителю. Люди творческого склада, больше ценящие свободу и проявление своих талантов могут вообще уйти. В то же время именно такие люди обеспечивают компании развитие за счёт своих нестандартных идей.

Руководители могут творчески и нестандартно подходить к вопросу создания условий для работы сотрудников. И не стоит боятся, что эти условия нарушат дисциплину или обозначатся на результате. Достаточно объяснить сотрудникам, что вы от них требуете взамен. И если вы даёте действительно хорошие условия, то они вряд ли захотят сменить место работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector