Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)
Как отказаться от годных остатков при гибели автомобиля (КАСКО)

Как страховая определяет сумму годных остатков

Правомерна ли выплата ОСАГО за вычетом стоимости годных остатков

  1. процентное соотношение к рыночной стоимости размера нанесенного ущерба для признания автомобиля тотальным;

В таком случае, наиболее распространенными являются два варианта развития событий, причем большинство страховых компаний предоставляют клиенту право выбрать приемлемый для себя вариант возмещения убытков по «тоталу». (см.

схему 1) Если клиент не хочет забирать годные остатки, тогда страховая компания платит клиенту полную сумму, предусмотренную договором, за вычетом франшизы и износа автомобиля (если это есть в договоре).

Доказательства того, что истец выразил свою волю на отказ от годных остатков транспортного средства и передал эти остатки ответчику, отсутствуют. Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) либо оценено путем обработки данных универсальных площадок продажи подержанных транспортных средств в срок, не превышающий 15 дней; транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

Расчетный метод торгов применяется при условии подробного обоснования невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящей Методикой.

Дело в том, что за несписанный автомобиль, числящийся на вас, Вы будете платить налог и лучше проконтролировать вопрос снятия автомобиль с учета.

Но, не стоит спешить, поскольку некоторые страховые компании отказываются принимать снятый с учета автомобиль и свою правоту вам придется доказывать в суде.

Однако в большинстве случаев клиент вправе рассчитывать на получение суммы возмещения, которой едва хватит на покрытие остатка по кредитному обязательству за автомобиль.

При этом страховщик получает в собственность транспортное средство, которое может быть успешно восстановлено и реализовано через сеть партнеров.

Права автовладельца в спорах со страховой компанией

С учетом изложенного общая сумма восстановительного ремонта, подлежащего возмещению истцу, составляет 386 350 рублей (757 000 — 252 000 — 118 650), а не 304 348 рублей, в связи с чем обжалуемое решение в данной части подлежит изменению (из определения Ленинградского областного суда от 10.09.2014 N 33-4590/2014)

Страховые компании, к сожалению, нередко прибегают к не самым честным расчетам, благодаря которым сумма, подлежащая выплате, заметно уменьшается. Делается по одной простой причине: если автомобиль не будет признан полностью погибшим, выплаты на ремонт станут значительно выше.

Кроме того, согласно п. 1.13 Положения о правилах ОСАГО, договор страхования прекращает свое действие при гибели авто, что также выгодно компании, так как восстановленная после тяжелого повреждения машина с высокой долей вероятности снова испытает технические проблемы.

По общим правилам осуществления страховых выплат в случае полной гибели транспортного средства сумма возмещения должна составлять размер рыночной стоимости автомобиля на дату наступления страхового случая.

Правила страхования, регламентированные законодательством, не предусматривают никаких удержаний из данной суммы, однако на практике страховые компании пользуются любой возможностью, чтобы существенно уменьшить размер страхового возмещения.

В настоящий момент по Закону Ваш автомобиль следует признавать тотальным, если стоимость ущерба (ремонта БЕЗ УЧЕТА износа ТС и его элементов) равна или превышает рыночную стоимость ТС на момент ДТП. Формула ремонт БЕЗ учета износа ≥ реальная стоимость ТС на момент ДТП.

Смоделируем ситуацию, что после автомобильной аварии машина не подлежит ремонту и считается конструктивно погибшей, однако её бампер остался неповреждённым. Эта деталь снимается и считается годным остатком для реализации её на рынке б/у запчастей для автомобилей.

На практике, вероятно, придется столкнуться с нежеланием страховой компании брать автомобиль и попытками выплатить вам возмещение с вычетом годных остатков. Если еще учесть что эксперты страховой компании, как правило, серьезно завышают стоимость годных остатков, нежелание СК их принимать вполне понятно.

Для того, чтобы заставить вас выбрать удобный и выгодный им способ компенсации, представители СК будут всеми способами принуждать вас не отказываться от автомобиля. Скорее всего, вам расскажут, что в этой компании такой способ возмещения не практикуется, попытаются заставить подписать всевозможные дополнительные соглашения, требовать доставить годные остатки в конкретное время по какому-то конкретному адресу, будут тянуть время и т.д. Сразу скажем, что все это не законно.

Рассмотрел гражданское дело по надзорной жалобе ОАО . на апелляционное решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 13 августа 2010 года по делу по иску К.В.А. к Н., Карельскому филиалу ОАО . о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.

Однако при наличии данной нормы страховые компании изворачиваются как могут: одни отказывают, мол, не практикуется такое, другие тянут с приемом документов на автомобиль, ключей, третьи диктуют условия о том, что страхователь должен поехать, снять автомобиль с учета, потом привезти остатки по конкретному адресу, бывает, что за сотню километров, а четвертые выплачивают по рыночной стоимости на момент расчета.

Как только страховая компания вынесла решение о нецелесообразности проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, признав его полную гибель, становится очевидным, что считать такой автомобиль основным средством уже нельзя и его нужно списать (Пункт 29 ПБУ 6/01).

После того как вы получили такое решение, оформляйте внутренний документ на списание. Это может быть акт по форме N ОС-4а (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7) или иной документ, составленный в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете (Статья 9 Закона от 06.12.

2011 N 402-ФЗ). Напомним, что в налоговом учете остаточная стоимость ТС признается внереализационным расходом (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ), в бухгалтерском – прочим (Пункт 31 ПБУ 6/01; п. 11 ПБУ 10/99).

Напомним, что для страховщиков конструктивная гибель транспортного средства выражается в процентном отношении – 70% от суммы, на которую застраховали автомобиль. При наступлении подобного печального события страховщики предлагают выгодоприобретателю или страхователю по полису КАСКО два варианта урегулирования страхового случая: или годные остатки остаются у страхователя, или переходят в собственность страховой компании.

Сумма страховой выплаты при полной гибели ТС за минусом стоимости годных остатков Страховые компании утверждают, что при полной гибели транспортного средства сумма страховой выплаты выплачивается за минусом стоимости годных остатков. Однако давайте попробуем разобраться в этой проблеме.

в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;

Как только эксперт-техник признал конструктивную гибель Вашего автомобиля, вы можете в письменном виде выразить свое желание отказаться от собственности в пользу страховой компании. Вам совсем не обязательно ждать оценки стоимости годных остатков, на 95% можно быть уверенным в том, что результаты оценки будут завышены, и вы не сможете реализовать детали по сумме отчета.

Как только вы передали страховщику заявление, вы передали свои права на автомобиль ему, и теперь даже снятие автомобиля с учета и перерегистрация ложатся на страховщика. Но об этом пункте следует сказать подробнее.

Дело в том, что за несписанный автомобиль, числящийся на вас, Вы будете платить налог и лучше проконтролировать вопрос снятия автомобиль с учета. Но, не стоит спешить, поскольку некоторые страховые компании отказываются принимать снятый с учета автомобиль и свою правоту вам придется доказывать в суде.

Далее, важно чтобы ваше заявление было каким-то образом зарегистрировано, чтобы страховая компания не могла отрицать факт вашего отказа от остатков тс.

Никакого согласия на прием остатков тс от страховой компании не требуется, это односторонняя сделка.

Мы уже говорили, что представители страховой компании не имеют права диктовать какие-либо условия, но на деле они пытаются, и часто у них получается. Например, вам могут предложить подписать договор что вы передаете автомобиль третьему лицу (комиссионному магазину или салону) и без этого не получите никаких денег.

Вы не должны ничего подписывать или брать на себя обязательства по передаче имущества третьим лицам, ведь ы уже отказались от него посредством написания заявления. Более того, подписав обязательство по передаче имущества третьему лицу, вы вообще лишаетесь права на абандон (отказ от имущества в пользу страховой).

В случае отказа от подписания каких-либо дополнительных соглашений (о доставке автомобиля по определенному адресу, передаче третьему лицу и т.д.), скорее всего вы столкнетесь с некоторым затягиванием времени, в редких случаях придется обратиться в суд.

Порядок передачи ТС страховщику может быть описан в соглашении со страховщиком, которое вы по недосмотру могли подписать в момент подписания договора. И если вы согласились с этими условиями, то вы обязаны их выполнить.

Иногда соглашение прямо противоречит законодательству, например, в нем может быть прописана обязанность передачи ТС третьим лицам – это незаконно. Вы обязаны соблюдать только законные требования, иногда для того чтобы понять что законно, а что нет, придется показать документы юристу.

Страховая не хочет брать годные остатки, что делать?

Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему.

Предположим, автомобиль был застрахован на миллион рублей, то есть в размере его действительной стоимости на момент расчета цены КАСКО и заключения договора. Произошел страховой случай (ДТП, пожар, стихийное бедствие), после которого независимая экспертиза, осмотрев автомобиль, приходит к выводу, что для полноценного ремонта авто потребуется свыше 700 тысяч рублей, то есть, грубо говоря, повреждено более 70% ТС. Процентный порог, определенный Правилами КАСКО (в СК из нашего примера) превышен, следовательно, имеет место «полная конструктивная гибель» ТС.

В этом случае страховая компания предложит клиенту два варианта дальнейшего развития событий.

  • Заявить об отказе от автомобиля в пользу страховой компании (передать ей право собственности на него). После чего получить выплату в размере страховой суммы, определенной договором КАСКО, за вычетом амортизационного износа* (а также франшизы и иных, предусмотренных условиями страхования вычетов).
  • Автомобиль остается в собственности страхователя. Ему будет выплачена страховая сумма, из которой вычтут не только амортизационный износ, но и стоимость «годных остатков ТС**» (ГОТС).

*Проценты амортизационного износа у каждой страховой компании свои, они записаны в Правилах КАСКО.

**Годные остатки ТС – это сохранившиеся детали (запчасти, агрегаты) автомобиля, которые годятся для дальнейшей эксплуатации, т.е. их можно демонтировать и продать на рынке подержанных запчастей.

При выборе варианта нужно исходить из величины страховой суммы, процентов амортизационного износа, стоимости годных остатков и собственных возможностей в плане ремонта ТС или реализации уцелевших запчастей.

Если страховой случай произошел, когда проценты амортизации не успели «набежать», договором не предусмотрена франшиза и другие «вычеты», наилучшее решение – отдать ТС страховой компании, получить практически полную страховую сумму и приобрести новый автомобиль.

Но ситуация может сложиться и таким образом, что гораздо выгоднее будет забрать автомобиль себе и рассмотреть вариант самостоятельного ремонта или самостоятельной реализации годных остатков. Особенно, если есть хорошие «завязки» в автомастерских.

В любом случае, прежде чем заключить со страховой компанией дополнительное соглашение о выплате по «тотал», нужно максимально «проанализировать» ситуацию и иметь представление о размере выплаты, как по первому варианту, так и по второму.

Выплата при конструктивной гибели по КАСКО рассчитывается аналогично выплате по ОСАГО, разница лишь в том, что рыночная стоимость машины зафиксирована в полисе страхования. Так же различие при выплате по КАСКО состоит в том, что в зависимости от правил страхования страховщик может забрать у вас поврежденный автомобиль и выплатить полную компенсацию.

Лимит при котором автомобиль считается конструктивно погибшим определяет страховщик в соответствующих пунктах правил страхования, при этом нужно отметить что по КАСКО лимит конструктивной гибели всегда значительно меньше чем по ОСАГО.

На что следует обратить внимание?

  • Иногда страховой компании выгоднее признать полную гибель автомобиля, чем ремонтировать его. Особенно, если нет третьего лица, с которого в порядке суброгации можно будет взыскать потраченные на клиента деньги. Кроме этого, стоимость ремонта близкого к порогу «тотал» автомобиля достаточно велика, и страховой компании придется не только оплатить его, но и продолжать нести ответственность весь оставшийся до окончания договора КАСКО срок. Поэтому, сотрудничающая со страховой компанией экспертная фирма, вполне может искусственно завысить стоимость ремонта. Если результаты оценочной экспертизы от страховщика не устраивают, страхователь вправе проконсультироваться у другого оценщика.
  • Эксперты, ангажированные страховщиком, также могут завысить стоимость годных остатков, если страхователь принял решение забрать автомобиль себе. Если возник спор по стоимости ГОТС, целесообразно сделать альтернативную оценку и попробовать договориться с СК миром, либо обращаться в суд.
  • Ответственность за сохранность битого ТС лежит исключительно на страхователе. Если в процессе рассмотрения страхового случая автомобилю будет нанесен дополнительный ущерб (например, украдут какие-либо агрегаты), данный убыток страховая компания возмещать не будет.

Если определение «полной конструктивной гибели» автомобиля устраивает и страховую компанию, и страхователя, не стоит забывать, что денежные интересы двух этих сторон прямо противоположны. И перед тем, как заключить со страховой компанией дополнительное соглашение, касающееся права собственности на «тотальное» ТС, имеет смысл тщательно взвесить все «за» и «против». Особенно, если СК подозрительно настойчиво пытается «навязать» какой-либо определенный вариант.

Возврат годных остатков

Кстати одна мысль для тех кто за справедливость и недопущение необосновательного обогащения:ремонт-60т.р,доавар.стоимость — 40 т.р., остатки -20т.р. Выплачивают соответственно — 40-20=20т.р. Спрашиваю у них — а если бы меня [strong]меньше[/strong] ударили и стоимость ремонта(с учетом износа конечно)составила 39 т.

р, сколько бы выплатили ? Естественно столько бы и выплатили — 39 т.р. В итоге где справедивость и логика? И машина была бы меньше повреждена(стоимость остатков выше)и денег бы в два раза больше заплатили.

Конференция ЮрКлуба

«Размер страховой выплаты в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая», т.е. без вычета каких-либо годных остатков.

Кроме того, под неосновательным обогащением ГК (ст.1102) понимает случаи, когда «лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего).

Учитывая изложенное разве можно применять положения о неосновательном обогащении в отношении потерпевшего по ОСАГО, так как его право на получение страховой выплаты в размере действительной стоимости имущества (в случае полной гибели имущества) предусмотрено правовым актом (п.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector