Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Уровни квалификации в профессиональных стандартах: как использовать?

Уровни квалификации в профессиональных стандартах утверждены Минтрудом России. Что они обозначают и в каких сферах используются в обязательном порядке, читайте в статье.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах РФ описывают степень знаний, умений специалиста с учетом установленных критериев, определенных для конкретных областей, профессий. В качестве основных показателей выступают полномочия, ответственность работника. Исходя из них вытекают требования к образованию, навыкам и знаниям.

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов
профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в
соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения
профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке
профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к
образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников,
установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом
специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат
описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность»,
«Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути
достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям,
знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности
работника.

О профстандартах просто и понятно: что такое квалификация и недостатки пс (главы 2-3) · энциклопедия начинающего предпринимателя

Обобщенная характеристика профессиональных стандартов дана в Трудовом кодексе (ст. 195.1–195.3 ТК РФ). Законодательство причисляет к основным задачам профстандартов идентификацию уровня квалификационной подготовки специалистов.

Дополнительными ориентирами для работодателей являются ЕКС и ЕТКС, которые утверждены Правительством РФ. Выбор регламентирующего нормативного акта при подборе персонала осуществляет работодатель на свое усмотрение, в перспективе ожидается отмена квалификационных справочников и переход на повсеместное применение профстандартов. Стандарты обязательны для внедрения в кадровую работу в нескольких случаях:

  • работа специалиста характеризуется наличием ограничений, или ее выполнение сопряжено с необходимостью назначения физическому лицу льгот и компенсационных выплат;
  • исполнение трудовых функций требует от работника наличия особых профессиональных качеств, что подтверждается нормами ТК РФ и других правовых актов.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов обозначен в постановлении Правительства от 22.01.2013 № 23. В документе говорится, что созданием профстандарта могут заниматься:

  • работодатели;
  • союзы и объединения организаций и предпринимателей;
  • профсоюзы;
  • другие заинтересованные лица.

Осуществляется комплекс работ по созданию стандарта за счет собственных средств разработчика. После подачи проекта стандарта в Минтруд документ выносится на обсуждение с другими работодателями, экспертами, профсоюзами.

Проект профстандарта с учетом замечаний лиц, участвовавших в общественном рассмотрении документа, в дальнейшем проходит несколько стадий согласования в контролирующих структурах. После получения заключения Нацсовета по профессиональным стандартам Минтруд утверждает норматив и передает его в Минюст.

В течение следующих 10 дней документ проходит регистрацию в Минюсте, после чего он считается введенным в действие. Сведения о стандарте вносятся в единый госреестр, ведением которого занимается Минтруд.

Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило уровни квалификации, которые должны применяться при разработке профессиональных стандартов. Соответствующий приказ официально опубликован.

Документ, устанавливающий требования к знаниям и навыкам в зависимости от полномочий и ответственности работника, опубликован в «Российской газете».

Для каждого из 9 уровней определены полномочия, характер умений, знаний и основные пути достижения квалификации. Так, первый уровень предусматривает деятельность под руководством и индивидуальную ответственность. Работники заняты, как правило, физическим трудом. Для этого уровня достаточно краткосрочного обучения или инструктажа, а также практического опыта.

На следующих уровнях расширяются полномочия, растет ответственность, повышаются требования к образованию. Наиболее высоки эти требования на девятом уровне:

  1. Полномочия и ответственность:
    • определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами;
    • значительный вклад в определенную область деятельности;
    • ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях.
  2. Характер умений:
    • решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов.
  3. Характер знаний:
    • создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
  4. Основные пути достижения уровня квалификации:
    • программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
    • дополнительные профессиональные программы;
    • практический опыт.

В приказе Минтруда отмечается, что единые требования к квалификации работников, установленные документом, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Как мы писали ранее, российские власти решили законодательно определить понятие профессионального стандарта, порядок его разработки и утверждения. 4 декабря закон о профессиональных стандартах подписал президент Владимир Путин. Планируется, что Трудовой кодекс будет ссылаться не только на единые квалификационные справочники, но и на профессиональные стандарты.

В законе разъясняются понятия «квалификация работника» и собственно «профессиональный стандарт». Под первой понимается «уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности».

Профессиональным стандартом называются требования к квалификации работника, которые могут предъявляться к нему в целях осуществления его профессиональной деятельности.

Предполагается, что профессиональные стандарты будут разрабатывать организации, которые заинтересованы в создании современной системы квалификации кадров. Помогать в этой работе будет экспертный совет.

Министерство труда и социальной защиты РФ разработало соответствующий проект постановления. Преимущественно разработка будет происходить за счет компаний. Однако по некоторым направлениям подготовку проектов профинансирует федеральный бюджет.

Сведения о профессиональном стандарте планируется вносить в специальный реестр, который будет вести министерство.

Напомним, что глава государства велел разработать и утвердить к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов. План-график подготовки профстандартов в 2013-2014 годах утвержден Минтруда в ноябре.

В 2012 году в ТК РФ была введена статья 195.1, в которой впервые было дано определение квалификации: «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы».

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Читать Главу 1.

Начав  внедрять ПС, специалисты отмечают, что профстандарты получились не совсем корректными. Много ошибок и в названиях должностей, и в описаниях функций. Есть вообще формально написанные ПС, которые не соответствуют действительности.

Кстати, в некоторые стандарты еще до 1 июля 2016 года были внесены довольно серьезные изменения. Это говорит о том, что даже сами разработчики не совсем понимали, как на практике будут применяться стандарты, для чего вообще им дано такое задание «сверху».

Главный, на мой взгляд, недостаток ПС заключается в том, что невозможно выбрать один-единственный стандарт для конкретной должности. Этот недостаток В.И. Андреева назвала особенностью профстандартов.

Оказалось (вот оторванность от жизни!), что реальный человек на реальной должности выполняет работы, не вписывающиеся только в один стандарт. Например, в небольшой компании бухгалтер не только ведет счета и начисляет зарплату, но и ведет кадровый и воинский учет, проверяет правильность договоров с поставщиками, претензии к ним составляет.

https://www.youtube.com/watch?v=8aqH1xk27cI

Такое ощущение, что разработчики только сейчас об этом узнали :(.   Нас заверяют, что ПС будут корректироваться по мере выявления ошибок и несовершенств.

Поэтому каждый раз заново скачивайте свой стандарт, а вдруг его уже исправили?Кстати, принят профстандарт «Рекрутер», в разработке еще два стандарта в области УП.

На очереди – изменения в стандарт «Специалист по управлению персоналом», потому что он тоже получился не совсем удачным.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

И действительно, определения квалификации в Трудовом кодексе не было. Сложилось так, что до 2012 года мы определяли квалификацию по образованию и стажу работы.

Чем выше уровень образования и больше стаж, тем выше квалификация работника. Заметьте, что образование всегда ставилось на первое место.

Такого же мнения придерживались суды, определяя, у кого из сокращенных работников квалификация была выше.

И сразу пошли волнения. В. Митрофанова, руководитель Института профессионального кадровика, на кадровых конференциях и семинарах утверждала, что в статье 195.1. ТК РФ вообще не идет речь об образовании.

Нет такого слова в этой статье. А уровень знаний, умений и навыков можно определить только практически, проведя тестирование, оценку (т.е., аттестацию) каждого работника.

И желательно в ее учебном центре : )

Как бывший учитель, я в этом вопросе скорее соглашусь с В.И. Андреевой, которая считает, «знания, умения, навыки — это и есть образование».

Таким образом,  определение, данное в статье 195.1. ТК РФ, ничего практически не поменяло. Квалификация, как и прежде, определяется образованием и опытом работы (стажем).

В следующей главе мы попробуем определить, что главное в ПС, а на что можно «закрыть глаза». Не забудьте оставлять свои вопросы в комментариях.

Как правильно определить квалификационный уровень работника

Правовыми документами, регламентирующими процедуру создания профстандарта, являются:

  • Методические рекомендации, содержащиеся в приказе Минтруда от 29.04.2013 № 170н;
  • макет, утвержденный приказом Минтруда от 12.04.2013 № 147н;
  • приказ Минтруда, обозначающий уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, от 12.04.2013 № 148н.

Под уровнем квалификации понимается комплекс минимально необходимых знаний и навыков специалиста, которые требуются для выполнения определенных трудовых функций. За основу при определении характеристик обобщенного портрета должностного лица принимается набор полномочий и степень ответственности работника. С учетом этих двух параметров определяются требования к кандидатам на конкретную должность.

Нормативные документы выделяют 9 уровней квалификационной подготовки, которые можно сгруппировать по следующим признакам:

  • от работника требуется выполнение функций минимальной сложности, для таких работ характерно наличие индивидуальной ответственности (1-3 уровни квалификации);
  • рабочая деятельность специалистов, относящаяся к 4-7 уровням подготовки;
  • наиболее сложные задачи выполняют сотрудники руководящего звена персонала, их должностям свойственны 7-9 уровни квалификации.

Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву Марии Финатовой.

О чем эта статья? В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.

Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований.

2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  • Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
  • Затем проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  • После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  • И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям  (ОТФ) подходит работник.

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные.

При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне.

В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Мария Финатова, руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой

Количество принятых профессиональных стандартов к 2018 году превысит одну тысячу

Об этом сообщила заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова на панельной сессии «Человеческий капитал как фактор экономического развития» в рамках Российского инвестиционного форума в г. Сочи.

«Профстандарты – это та планка, которую ставит работодатель в части компетенций для своих работников.

При государственной поддержке сформированы профессиональные стандарты, больше тысячи будет в этом году, – рассказала Любовь Ельцова. – Понятно, что это не догма, и мы абсолютно открыты к изменениям.

Но безусловно, что все изменения в эти документы будут обсуждаться открыто на совете по профквалификациям, для того чтобы все изменения были обоснованы».

На сегодняшний день Минтрудом России утверждено 966 профстандартов.

Замглавы Минтруда России также отметила, что в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» на основе профессиональных стандартов должны готовиться образовательные стандарты.

Любовь Ельцова напомнила, что в 2014 году под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей был создан Национальный совет при Президенте РФ по развитию профессиональных квалификаций.

«Мы попытались предложить работодателям организоваться в объединения по профессиональным видам деятельности, чтобы они могли сформулировать, какие новые компетенции нужны для работников, что изменилось за эти годы. На сегодня существуют 28 советов по профессиональным квалификациям.

Мы только приветствуем развитие и укрепление профессиональных сообществ», – отметила замминистра.

Предусмотренная законом независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций.

выявлять уровень знаний и умений работника для выполнения трудовых функций, на протяжении всей трудовой деятельности, даже в том случае, если он не имеет профессионального образования; определить потребность в обучении.

Гражданин, который успешно прошел оценку квалификации, получает свидетельство о квалификации, которое в качестве документа может быть предъявлено при приеме на работу.

«Поправки в Налоговый кодекс предусматривают для работников применять налоговые вычеты в рамках существующей системы вычетов, в случае решения самостоятельно оценить свою квалификацию», — отметила замминистра.

Для работодателей предусмотрена возможность относить расходы на внедрение системы независимой оценки квалификаций на себестоимость.

Изменения в Трудовой кодекс предусматривают предоставление работникам права на оплату времени прохождения данной оценки квалификации по направлению работодателя по тем же правилам, которые предусмотрены Трудовым кодексом для профессионального обучения работников.

Структура и содержание профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности»

19 февраля 2016

Работа над профессиональным стандартом «Специалист в оценочной деятельности» началась в мае 2012 года по поручению Минтруда . Он стал первым официально разрабатываемым профстандартом в Российской Федерации.

Разработчиком профессионального стандарта выступил Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

Профстандарт был введен в действие в сентябре 2015 года. Оценщиков волнует вопрос, будет ли применение профстандарта обязательным, беспокойство усиливается из-за поправок в ТК РФ, которые вступят в силу с июля 2016 года и обяжут работодателей применять профстандарт (если такое требование прописано в отраслевом законе).

«Профстандарт – это большая инструкция по трудовым действиям, которые совершает работник на своем рабочем месте при составлении отчета об оценке», – объяснил Первушин Никита Викторович, заместитель Председателя Всероссийского профессионального союза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

В выступлении на круглом столе Н.В. Первушин отметил, что на рынке есть принцип четырех удовлетворенностей:

  • студенты ВУЗов должны быть удовлетворены качеством образования;
  • работодатель должен быть удовлетворен качеством сотрудника, которого ему предоставил ВУЗ;
  • работодатель и заказчик должны быть удовлетворены результатами деятельности работника.

Образовательные и профессиональные стандарты накладываются друг на друга в части умений и знаний, которым должен обладать работник.

Профессиональные стандарты работодатели могут применять:

  • при формировании кадровой политики предприятия;
  • в процессе управления персоналом;
  • при организации обучения сотрудников и их аттестации;
  • при разработке должностных инструкций,
  • при тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам;
  • при установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Образовательные учреждения должны применять профстандарты:

  • при разработке образовательных стандартов;
  • при разработке профессиональных образовательных программ.

Главная задача профстандартов – привести в соответствие образовательные программы реальным требованиям бизнеса и обеспечить стабильно высокое качество оказываемых услуг.

Внимание! Нельзя уволить оценщиков, не соответствующих профстандартам — трудовое законодательство не предусматривает такого основания увольнения.

Трудовой договор с работником можно расторгнуть по причине его несоответствия занимаемой должности или недостаточной для выполняемой работы квалификации, только если эти факты будут подтверждены результатами аттестации (п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ).

Если оценщик добросовестно выполняет свою работу, особенно если он прошел аттестацию, оснований для увольнения нет.

Отметим, что понятие профессиональных компетенций сопоставимо с терминами «трудовые функции» или «трудовые действия», которые используются в профстандарте.

Любой профстандарт состоит из четырех основных блоков:

  • общие сведения;
  • описание трудовых функций;
  • характеристика обобщенных трудовых функций;
  • сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

В общих сведениях о профессиональном стандарте оценщика указана цель вида профессиональной деятельности, которая включает определение стоимостей, составление итогового документа, а также организацию процесса оценки.

Вторая и третья части профессионального стандарта посвящены описанию трудовых функций специалиста в оценочной деятельности.

Понятие трудовой функции закреплено в Трудовом Кодексе РФ.

В профессиональном стандарте присутствует также понятие обобщенной трудовой функции, под которой понимается совокупность нескольких связанных между собой трудовых функций. Обобщенная трудовая функция формируется в результате разделения труда в определенном производственном или бизнес-процессе.

Пример

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
Вспомогательная деятельность при определении стоимостей Проведение вспомогательных работ при определении стоимостей
Осмотр и фотографирование объектов для определения стоимостей

Каждая обобщенная трудовая функция характеризуется:

  • возможными наименованиями должностей,
  • уровнем квалификации;
  • требованиями к образованию;
  • опытом практической работы;
  • особыми условиями допуска к работе;
  • другими характеристиками.

Понятие уровней квалификации, использованное при разработке профстандартов, берет начало в Национальной рамке квалификаций. Уровни квалификации (от 1 до 9) определяют ответственность и полномочия работника, а также требования к его умениям и знаниям.

Требования к образованию и обучению –требования к уровню и направленности образования оценщика.

К особым условиям допускак работе оценщика относится соответствие работника требованиям законодательства РФ. Дополнительно в профессиональном стандарте приведена связь каждой обобщенной трудовой функции с другими (появившимися ранее) классификаторами: ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.

Пример

Определение Пример
Трудовое действие процесс взаимодействия работника с предметом труда, направленный на достижение определенной производственной задачи. осмотр объектов для определения стоимостей (уровень квалификации 5); составление задания на определение стоимостей в соответствии с установленной формой, осмотр и фотографирование транспортных средств II категории сложности (7 уровень квалификации); организация работ по подготовке, проведению и сдаче результатов определения стоимостей (уровень квалификации 8) и т.д.
Необходимые и умения знания знания и умения, обеспечивающие выполнение всех трудовых действий. Пример необходимых знаний: требования законодательства РФ об оценочной деятельности (уровень квалификации 5); основы статистики, этика делового общения (7 уровень квалификации); актуальные методологические проблемы в области определения стоимостей в России и за рубежом (уровень квалификации 8) и т.д.Пример необходимых умений: использовать фотоаппаратуру, вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи (уровень квалификации 5); структурировать и хранить документы, получаемые от заказчика и третьих лиц в ходе определения стоимостей (7 уровень квалификации); подготавливать научные публикации в области определения стоимостей (уровень квалификации 8) и т.д.

Опыт работы и образование влияют на уровень квалификации, определяющий должность работника и его трудовые функции, в том числе категорию сложности оцениваемых объектов.

Категории сложности объектов оценки в соответствии с профстандартом

Объект оценки III категория сложности II категория сложности I категория сложности
Транспортные средства Транспортные средства, выпуск которых прекращен более тридцати лет назад, и уникальные транспортные средства Транспортные средства, выпускаемые ограниченными сериями, а также те, выпуск которых прекращен не более тридцати лет назад Серийно выпускаемые в настоящее время транспортные средства
Движимое имущество Уникальное и представленное в единичных образцах движимое имущество Движимое имущество, выпущенное ограниченными сериями, а также извлеченные (добытые из недр) полезные ископаемые и сырьё Массово (серийно) представленное движимое имущество
Недвижимое имущество Земли особо охраняемых территорий и объектов, памятники архитектуры и объекты культурного наследия (относящиеся к недвижимому имуществу) и права, связанные с ними Месторождения полезных ископаемых, участки недр и права, связанные с ними Недвижимое имущество за исключением недвижимого имущества, относящегося ко II и к III категориям сложности
Организации Кредитные и некредитные финансовые организации, транснациональные организации Организации добывающих отраслей, многопрофильные холдинги, за исключением организаций, относящихся к III категории сложности Организации, за исключением организаций, относящихся ко II и к III категориям сложности
Культурные ценности Культурные ценности, возраст которых превышает сто лет Культурные ценности, возраст которых более пятидесяти лет, но не более ста лет Культурные ценности, возраст которых не превышает пятидесяти лет
Интеллектуальная собственность Произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач Интеллектуальная собственность, за исключением интеллектуальной собственности, относящейся к III категории сложности

Для повышения уровня квалификации работнику необходимо получить оценку знаний и умений.

Поддержание профессионализма работника (а, следовательно, и качества оказываемых услуг) на высоком уровне осуществляется, в том числе, через систему повышения квалификации и переаттестации. Таким образом, программы образовательных учреждений, которые периодически посещает специалист по оценке, непосредственно влияют на качество оценочных услуг.

В ближайшее время система оценки квалификаций претерпит изменения —  уже идет процесс создания Центров оценки квалификаций (ЦОКов). 

Напомним, что на данный момент утвержден единственный ЦОК, созданный на базе двух организаций: Всероссийского профессионального союза работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций и Общероссийского межотраслевого объединения работодателей аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций (АВЕКО).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector