Увольнение с военной службы — пошаговые рекомендации

Что делать если увольнение незаконно

Незаконное увольнение из ВС РФ оспаривается в соответствии с законом (ст.21-23, ФЗ 76). Приказ командира можно обжаловать, обратившись с рапортом к вышестоящему начальству или в военный суд. В случаях, когда у армейца имеются доказательства нарушения норм закона его командованием, он имеет право привлечь к разбирательству органы военной прокуратуры.

В результате судебный процесс может закончиться восстановлением:

  • военного в должности с признанием приказа незаконным и его отменой;
  • прав военного без отмены приказа об увольнении.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Закон предписывает возмещение военнослужащему любого ущерба, причиненного неправомерными действиями командования.

Особенности процедур окончания службы, которыми необходимо руководствоваться, прописаны в законодательстве довольно четко.

Подробно правовые причины и порядок увольнения изложены в:

  • ст.23 ФЗ №76;
  • ст.51 ФЗ №53;
  • гл.8 Указа Президента №1237.

Согласно документам, существует несколько обстоятельств, позволяющих военному покинуть ВС.

Закон разделяет их на те, при которых:

  • военнослужащий физически не может продолжить службу;
  • имеются основания, когда прошение военного об отставке обязаны или могут удовлетворить;
  • армеец совершил действия, когда его не могут больше оставить на службе;
  • возникли определенные обстоятельства, и продолжение службы невозможно.

Таким образом, увольнение может инициироваться самим военным, его командиром или внешними обстоятельствами.

Самовольно прекратить службу, если нет достаточных оснований, военнослужащему не позволено, однако, закон предусматривает причины, при которых армеец может покинуть ее досрочно.

Среди основных обстоятельств, по которым армеец может лично инициировать процедуру увольнения:

  • состояние здоровья, если боец не может продолжать работу;
  • окончание действия контракта;
  • предельный возраст;
  • нарушение прописанных в контракте условий;
  • личные обстоятельства.

Каждое из вышеперечисленных обстоятельств имеет свои нюансы, обеспечивает военного социальными гарантиями, или лишает их. От причины увольнения зависят и положенные армейцу выплаты.

Могут ли уволить без оснований

Поскольку законодательство дает преимущественные полномочия военному начальствующему составу по сравнению с подчиненными, нарушения в сфере увольнения редкостью не являются.

Причины подобного могут быть разными: от неприятия конкретного человека, до элементарного незнания норм закона.

Самыми распространенными нарушениями являются:

  • увольнение военнослужащего по НУК без наличия на то оснований (командиры не стесняются подделывать документы, фабриковать свидетельские показания и результаты аттестации);
  • увольнение раньше срока, возможного по закону (например, по ОШМ при недостаточной выслуге — подробнее об этом читайте здесь);
  • увольнение нуждающихся в жилье без исполнения обязательств по обеспечению им.

Хотя закон закрепляет право оспаривать незаконное увольнение за военнослужащим (ФЗ №76, ст.21), доказать неправомерность приказа командира очень сложно.

Порядок обжалования включает в себя:

  • выбор инстанции;
  • соблюдение сроков;
  • выбор объекта оспаривания;
  • знание правовых основ;
  • сбор доказательной базы.

Споры по вопросам увольнения могут быть решены:

  • в военных судах (ФКЗ №1);
  • гражданских судебных инстанциях по месту жительства военного в запасе/отставке (ГПК РФ);
  • в военной прокуратуре (ФЗ №2202-1).

Жалоба в военную прокуратуру на незаконное увольнение обычно подается, если имеются доказательства в превышении полномочий, в нарушении командованием устава, неисполнении приказов или законов РФ.

Срок оспаривания увольнения:

  • обжаловать результаты аттестации, являющиеся основой увольнения — 1 месяц;
  • оспорить приказ командования об увольнении — 3 месяца;
  • инициировать процедуру компенсации материальных убытков (ФЗ №76, ст.23) — 3 месяца.

Сложность получения справедливого решения очевидна, если из доказательств военный может располагать только своими собственными показаниями. Особенно это касается случаев, когда незаконное увольнение подтверждено сфабрикованными документами.

Доказать подлог самостоятельно армеец едва ли сможет. Трудно рассчитывать и на то, что свидетели, которые находятся в подчинении у командира, составившего приказ об увольнении, встанут на сторону истца.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Чтобы доказать неправомерность увольнения, военнослужащему следует обратиться к грамотному юристу (ФЗ №76, ст.22), специализирующемуся на военных юридических спорах.

Увольнение с военной службы - пошаговые рекомендации

Практика показывает, что количество военнослужащих, готовых участвовать в судебных спорах, крайне мало. Между тем, основание, избранное командованием для увольнения бойца, может иметь серьезные последствия.

Военнослужащие Казахстана имеют некоторые привилегии от государства, также как и обязанности перед ним.

В целом основания для увольнения и его процесс в любом из государств аналогичны тем, что предусмотрены в РФ. Однако есть и отличия, в основном в выплатах при увольнении.

В Казахстане предусмотрены выплаты выходного пособия в размере заработной платы тем, кто уволен по собственному желанию или по решению командования, но не по причине плохой службы. Их сроки отличаются от установленных в РФ.

Срок службы Период выплат
До 10 лет 3 месяца
До 20 лет 5 месяцев
До 30 лет 20 месяцев
Свыше 30 лет 30 месяцев

При этом за полученные награды к выплатам добавляется еще как минимум один оклад.

Увольнение военнослужащего любого государства должно происходить по установленным правилам. Контролировать необходимо не только основание увольнения, но и порядок действий. Недостаточный список выплат может стать причиной обращения в военную прокуратуру или суд.

В случае нарушения прав военного командование могут отстранить от занимаемых должностей временно или окончательно.

Очень подробно об основаниях увольнения можно узнать из этой статьи.

Законодательство ограничивает количество причин для прекращения службы.

Среди них числятся обстоятельства, при которых увольнение из армии:

  • должно быть неминуемо;
  • возможно по инициативе армейца;
  • возможно по решению командования.

Так, военного обязаны уволить, если он:

  • признан медкомиссией негодным к службе;
  • медиками предписана невозможность продолжения службы в текущей должности, а командование не может предложить армейцу подходящих условий, удовлетворяющих показаниям врачей;
  • достиг возрастного лимита, установленного для его звания;
  • отслужил до последнего дня, указанного в контракте;
  • осужден, наказанием избрано лишение свободы, звания, права занимать должность;
  • осужден по уголовной статье условно, но деяние признано умышленным;
  • утратил доверие командования;
  • сменил гражданство (касается призывников и контрактников офицерского состава, прапорщиков и мичманов);
  • избран депутатом.

Часть оснований представляет собой юридическую формальность, при этом текущий контракт бойца должен быть расторгнут.

Например, заключить новый контракт будучи военным пенсионером, или вступить в ряды ВС после погашения судимости.

Увольнение военнослужащего по собственному желанию

Увольнение с военной службы допускается по желанию армейца, если имеются нижеперечисленные обстоятельства:

  • ВВК признала его ограниченно годным;
  • боец решил сменить службу на работу в выборных органах (его избрание подтверждено);
  • после увольнения военнослужащего по контракту он не изъявил желания продолжить службу;
  • военный достиг предельного возраста, и не хочет служить дальше;
  • возникли личные обстоятельства, что требует постоянного присутствия военного в семье;
  • командование грубо или постоянно нарушает условия контракта, попирая права военнообязанного.

Решение об удовлетворении желания армейца на основании его рапорта и результатов аттестационной комиссии принимается командиром.

Последний может по личной инициативе уволить военного контрактной службы досрочно согласно основаниям, предусмотренным в п.2 ст.51:

  • ОШМ, когда должность военного прекратила существовать;
  • боец переходит на службу в ведомственные органы или на гражданскую государственную должность;
  • выявлены и подтверждены неоднократные нарушения бойцом условий контракта;
  • армейцу закрыт доступ к секретной информации, и он не может дальше исполнять обязанности;
  • боец осужден условно за действия «по неосторожности», что имело тяжкие последствия;
  • по результатам аттестации контрактник признан не прошедшим испытательный срок, не соответствующий требованиям ВС;
  • военный отказался пройти обязательное наркологическое обследование, или уличен в административном проступке, совершенном под воздействием запрещенных препаратов;
  • боец рядового состава получил гражданство другого государства.

Причина увольнения сказывается на процессе прекращения службы. Военнослужащим следует знать ее тонкости. Иногда совершенная в процедуре ошибка является единственной возможностью оспорить увольнение и вернуться на службу, либо изменить статью.

По состоянию здоровья или болезни

Для признания ухудшающегося здоровья основанием к увольнению необходимо одновременное выполнение нескольких прописанных в законах условий:

  1. Причиной ухода может послужить заболевание или травма, после чего армеец признан негодным для дальнейшей работы в армии или годным ограниченно.
  2. Чтобы использовать состояние здоровья в качестве основания для увольнения военнослужащего, необходимо иметь заключение военной медицинской комиссии с обязательным врачебным освидетельствованием.
  3. Увольнение возможно, если заболевание, диагностированное ВВК, включено в официальный перечень болезней, утвержденный МО.
  4. Инициировать организацию сбора ВВК имеет право как сам военнослужащий, путем подачи рапорта об ухудшении своего здоровья, так и его командир либо врач.
  5. Если комиссация производится по решению командования, боец должен быть поставлен об этом в известность.
  6. В зависимости от состояния здоровья в соответствии с заключением ВВК военный может быть отправлен как в отставку, так и в запас.
  7. «Ограниченно годные» контрактники, имеющие звание выше старшины, могут продолжить службу, если существует возможность предоставить им должность (где разрешено работать при их заболевании).
  8. По этому основанию не допускается увольнять военнослужащего, пока он проходит лечение в стационаре (как по решению командования, так и по личной инициативе).

При этом прекращение службы:

  • не влияет на имеющуюся обязанность руководства по обеспечению армейца жильем (если такое право возникло ранее);
  • не исключает его из ипотечной программы кредитования военнослужащих (если имеется сертификат).

Законом утверждены денежные выплаты, когда заболевание или травма, полученные на службе, привели к тому, что военнослужащий стал негоден для ее дальнейшего прохождения.

При увольнении:

  • контрактника единовременная выплата составляет 2 млн. рублей;
  • призывника — 1 млн. рублей;
  • военного в запасе — 1 млн. рублей.

Если проблемы со здоровьем, приобретенные на армейской службе, привели армейца к получению инвалидности, назначаются ежемесячные выплаты:

  • 14 тыс. рублей по I группе;
  • 7 тыс. рублей по II группе;
  • 2,8 тыс. рублей по III группе.

Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта

При наличии 20-ти лет выслуги увольнение по медицинскому заключению дает право на военную пенсию.

Рекомендации командирам воинских частей

Порядку увольнения с военной службы посвящено несколько глав и статей в Указе Президента №1237. Их можно условно разделить на регламентирующие порядок окончания контракта и общие положения прекращения службы.

Согласно документу, по окончанию службы военного может ждать:

  • увольнение в запас;
  • уход в отставку;
  • отправка на срочную службу (если призывной срок не истек).

В целом процедура увольнения стандартизирована, и различается в зависимости от того, кто является ее инициатором.

Схема ухода со службы по желанию военнослужащего выглядит следующим образом:

  1. Возникновение причины увольнения.
  2. Сбор документов, подтверждающих наличие основания.
  3. Подача рапорта командиру.
  4. Беседа с начальником.
  5. Ожидание решения аттестационной комиссии.
  6. Получение уведомления об отказе или приказа об увольнении.
  7. Окончательный расчет и исключение из личного состава.

Военнообязанный, желающий прекратить службу, должен обосновать свое решение. Для этого необходимо собрать документы, которые подтвердят его право на увольнение, а основание указать в рапорте.

При подаче рапорта главным будет не его наличие, как в гражданской процедуре, а именно указанная причина.

Документ подается командиру или в кадровую службу.

Бывают случаи, когда начальство отказывается принимать рапорт, он пропадает или не берется в работу.

В этом случае военные юристы рекомендуют отправлять документ заказным письмом с описью и уведомлением на имя командира. Процедура получения корреспонденции станет юридическим подтверждением того, что рапорт был направлен, и может стать доказательством в суде, если дело дойдет до разбирательства.

Основание отстранения от службы влияет на ее детали, и вносит в схему свои коррективы. Так, уволиться по состоянию здоровья невозможно без наличия заключения ВВК, и при обращении с рапортом командование обязано направить военнослужащего на обследование.

Сбор комиссии, призванной проверить, насколько обоснована причина увольнения, инициируется командиром. Стандартный срок принятия решения равен неделе. Если для работы комиссии необходима дополнительная информация, разбирательство может затянуться.

Ежели военный считает отказ комиссии в увольнении неправомерным, закон дает ему месяц на то, чтобы оспорить решение (ст.26 п.10. УП 1237).

К этому моменту с ним должны рассчитаться по всем обязательствам МО. Исключение составляет предоставление жилья нуждающимся, которое может быть отложено, и реализовано уже после увольнения.

Схема увольнения, инициированного командиром:

  1. Удостовериться, что отсутствуют правовые условия, когда увольнение бойца запрещено.
  2. Поставить армейца в известность о предстоящем увольнении (в процессе оформляется лист беседы с военнослужащим, страница впоследствии прилагается к приказу).
  3. Собрать аттестационную комиссию, и представить список документов, доказывающих наличие основания увольнения.
  4. Вынести приказ об увольнении.
  5. Передать документы в военную кадровую службу.
  6. Уведомить подчиненных, ответственных за расчет военных (по выплатам и обязательствам МО).
  7. Исключить армейца из списка личного состава.

Если решение принято руководством, рапорт на увольнение от военнослужащего не является обязательным.

Часть оснований требуют предварительных документальных подтверждений:

  • инициировать увольнение бойца при запрете продолжения службы врачами можно только при наличии заключения ВВК;
  • когда причиной является переход на ведомственную или государственную должность, необходимы документы, подтверждающие назначение;
  • нарушения контракта должны быть отражены в личном деле.

При передаче документов в кадровую службу воинской части к приказу прикладываются:

  • лист беседы с военнослужащим;
  • заключение аттестационной комиссии;
  • иные документальные подтверждения причины увольнения, например, заключение ВВК;
  • рапорт военного, если имеется.

При некоторых основаниях командир обязан за полгода до предстоящего увольнения узнать о намерениях военнослужащего в отношении дальнейшей службы, и рассказать ему о возможных вариантах ее несения: к ним относятся достижение возрастного лимита и окончание действия контракта.

После увольнения все документы, касающиеся военнослужащего, переправляются в военный комиссариат по месту жительства, где они регистрируются, и убираются в архив.

Существует ряд правовых условий, при наличии которых нельзя уволить военного без его согласия.

Командирам (или начальникам) воинских частей следует помнить, что не каждое нарушение условий контракта со стороны военнослужащего, выразившееся в совершении преступления, дисциплинарного или административного правонарушения, является поводом для увольнения офицера (или прапорщика) со службы.

Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, изучив предварительно сложившуюся практику (в том числе и судебную) по подобным вопросам, а также документы, характеризующие военнослужащего как с личной, так и с профессиональной стороны.

Приняв решение о досрочном расторжении с офицером (или прапорщиком) контракта, процедура увольнения должна быть соблюдена командиром части полностью, так как самое незначительное нарушение данного процесса может привести к отмене приказа в судебном порядке.

В связи с семейными обстоятельствами

Возможность уволиться возникает у тех армейцев, которые достигли определенного возраста. Его лимиты утверждены 53 ФЗ (ст.49). Они зависят от звания военнослужащего и пола.

Возрастные пределы

Звание Возрастной предел в годах
Маршал РФ 65
Генерал армии 65
Адмирал флота 65
Генерал-полковник 65
Адмирал 65
Генерал-лейтенант 60
Вице-адмирал 60
Генерал-майор 60
Контр-адмирал 60
Полковник 55
Капитан 1 ранга 55
Военнослужащий иного звания 50
Военнообязанный любого звания женского пола 45

Для силовиков и военных, не перечисленных выше, возрастной предел может быть изменен отдельными ФЗ.

При достижении лимита возраста контракт с армейцем разрывается, и ему назначается военная пенсия.

Правовые нормы допускают продолжение деятельности военнослужащих пенсионного возраста, не имеющих медицинских ограничений на дальнейшую работу, если аттестационная комиссия признает их годными. В этом случае с военнообязанным заключается срочный контракт на год.

Одной из причин, позволяющих бойцу прервать службу в армии по собственному желанию, являются личные обстоятельства. Таковые в ФЗ №53 обозначены, как уважительные причины (ст.51).

В отличие от гражданской процедуры увольнения причина должна быть:

  • отражена в рапорте;
  • объективной;
  • реально препятствующей возможности продолжения службы;
  • в утвержденном перечне оснований (ФЗ №53), относящих ее к понятию «семейные обстоятельства»;
  • одобрена аттестационной комиссией и командиром.
Основание Условия для подачи рапорта Примечания
Один из членов семьи армейца не может физически проживать в той местности, где проходит служба наличие противопоказаний врачей;
основанием для подачи раппорта выступает заключение медицинской комиссии
МО не может предоставить контрактнику подходящее место службы
Смена супругом места жительства переезд обусловлен назначением на работу в иной местности Чаще всего основанием пользуются жены военнослужащих, находящиеся на контракте, когда мужа переводят в другой регион
Медицинская или социальная необходимость осуществления обязанностей опекуна близкого родственника наличие заключения МСЭ;
отсутствие иных лиц, кто мог бы ухаживать за больным, нетрудоспособным или престарелым родственником
Норма распространяется только на членов семьи, к ним относятся:
отец и мать;
супруг/супруга;
родные братья и сестры;
дедушки и бабушки;
несовершеннолетние дети, братья и сестры;
усыновители

Важно отметить, что наличие причины, отвечающей одному из вышеперечисленных требований, не гарантирует армейцу увольнение. Решение остается за командованием.

Когда не имеют право уволить

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Военное право не содержит жестких требований к срокам, в пределах которых военнослужащего следует уволить со службы после совершения им административного или уголовно наказуемого деяния.

Также следует отметить, что из-за отсутствия в законодательстве четко определенного перечня административных правонарушений, за совершение которых с военнослужащим может быть расторгнут контракт досрочно, каждый случай привлечения офицера (или прапорщика) к административной ответственности должен быть рассмотрен индивидуально командиром (или начальником) части.

Воинскими уставами закреплено, что любой военнослужащий обязан соблюдать требования нормативных актов Российского государства, быть дисциплинированным, вежливым, уважать интересы других людей, служить олицетворением высокой культуры и нравственности.

Поэтому такие действия, как управление автотранспортным средством в пьяном виде, передача управления автомобилем иному употребившему алкогольные напитки лицу, отказ от освидетельствования в медицинском учреждении для установления факта опьянения, приравниваются в настоящее время к грубым нарушениям воинской дисциплины.

Соответствующий командир (или начальник) вправе принять решение об увольнении офицера (или прапорщика), если он совершил такое преступление, последствия и характер которого не совместимы с продолжением военной карьеры, но предусмотренное за это деяние наказание не связано с действительным (или условным) ограничением свободы.

При подготовке комплекта документов для расторжения с военнослужащим контракта не должен быть нарушен принцип о недопустимости двойного наказания лица за одно деяние. Поэтому в приказе об увольнении не следует делать ссылку на совершенное военнослужащим административное или уголовного правонарушение, за которое он уже понес ответственность или административную, или уголовную.

Так как при заключении контракта офицер (или прапорщик) дал обязательства по выполнению общих и специальных обязанностей службы, а также по выполнению обязанностей по занимаемой им должности, то в подобных случаях военнослужащего увольняют за нарушение предусмотренных контрактом условий в части следования нормам Российского права.

Запрет на увольнение военнослужащего без его желания отражен в ст.53 и ст.76 ФЗ, в УП 1237 и уставах воинской службы.

Нельзя принудить бойца оставить службу по основаниям, не связанным с нарушениями, если:

  • он является контрактником, не достигшим возрастного лимита, при этом армеец не выслужил необходимый для назначения пенсии срок;
  • прослужил больше 10-ти лет, состоял в списках нуждающийся в жилье, но пока не обеспечен ни недвижимостью, ни жилищным сертификатом (исключение составляют те, кто отказался от предложения, или не подготовил документы для получения жилья либо сертификата в 30-дневный срок без уважительной причины);
  • находится на больничном;
  • числится в оплачиваемом отпуске (декретном, ученическом, очередном, дополнительном);
  • пребывает в командировке;
  • женщина-военнослужащая в состоянии беременности.

Увольнение при вышеперечисленных условиях, оспоренное в военном суде, практически в 100% случаев признается незаконным.

Последствия увольнения по несоблюдению условий контракта

Досрочное расторжение контракта может являться как самостоятельным взысканием, так и мерами реагирования со стороны командования воинской части на действия и поведение военнослужащего, но при этом должна быть дана полная и всесторонняя оценка качеству выполнения им своих непосредственных обязанностей и/или соответствия занимаемой должности.

  1. Увольнение, являющееся дисциплинарным взысканием. После выявления командиром (или начальником) части факта совершения подчиненным ему военнослужащим деяния, противоречащего требованиям закона, для установления всех обстоятельств произошедшего должно быть проведено в десятидневный срок (не более) разбирательство. После завершения данной процедуры в десятидневный срок командир (или начальник), обладающий соответствующими полномочиями, принимает решение о применении в отношении провинившегося военнослужащего взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы, которое оформляется приказом. Если командир части подобными полномочиями не наделен, то он направляет вышестоящему начальнику ходатайство в виде рапорта о применении в отношении совершившего противоправное деяние офицера (или прапорщика) дисциплинарного взыскания. Принятие решение о досрочном расторжении с военнослужащим контракта инициирует процесс его увольнения.
  2. Увольнение по итогам проведенной аттестации. Предметом проведения аттестации в подобных случаях является выявление соответствия (или несоответствия) военнослужащего занимаемой им должности. Аттестационная комиссия, как правило, рассматривает и дает оценку деловым и личным качествам военнослужащего. Подтверждением несоответствия офицера (или прапорщика) требованиям военного законодательства может являться наличие действующих (неснятых) дисциплинарных или административных взысканий, а также возбуждение в отношении этого военнослужащего уголовного дела.

Аттестация может быть как запланированной заранее, так и носить внеплановый характер. Внеплановая аттестация, как правило, назначается на основании ходатайства прямого начальника провинившегося офицера (или прапорщика).

В рапорте должна быть указана причина, в соответствии с которой возникла необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности дальнейшей службы такого военнослужащего, например, военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к гражданам, проходящим службу, закон.

По порядку проведения и содержанию эти процедуры принципиально не отличаются друг от друга. Если комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соблюдал надлежащим образом условия контракта, то соответствующему командиру (или начальнику) будет направлено предложение об увольнении его с военной службы.

При увольнении офицера (или прапорщика) в связи с существенным нарушением положений контракта военнослужащий не имеет права на:

  • выплату пособия (в размере двух или семи окладов ежемесячного денежного содержания);
  • получение премии за эффективное выполнение обязанностей по занимаемой должности;
  • получение ежегодной материальной помощи. Если же военнослужащий получил данную выплату ранее, то удержанию (или взысканию в судебном порядке) при увольнении эта сумма не подлежит.

Военнослужащий может рассчитывать при исключении из списков части лишь на получение ежемесячного денежного довольствия.

Кроме того, военнослужащий, являющийся участником ипотечной системы жилищного обеспечения, при увольнении по данному отрицательному основанию обязан вернуть перечисленные ему денежные средства в виде жилищного займа, а также ежемесячными платежами погасить долг по процентам, которые начисляются на сумму займа.

Прекращение военной службы по контракту, связанное с окончанием последнего — аналог гражданской процедуры прекращения трудового договора. Особых условий данная причина увольнения не имеет. Есть дата окончания контракта, наступление которой должно само по себе являться причиной увольнения. Армеец получает право уйти, либо продлить контракт.

Однако на практике так не всегда происходит. Командование и кадровики к моменту окончания срока пытаются придумать бойцу разные дела, заставляют отрабатывать дежурства по графику, несмотря на дату и так далее. В результате период увольнения затягивается, с армейцем не производится расчет.

По закону порядок увольнения определен так:

  1. Служба заканчивается в день, когда бойца исключают из списка личного состава части (ФЗ №53).
  2. Этот день должен соответствовать дню окончания действия контракта.
  3. Все дела должны быть переданы к указанной дате (период устанавливается командиром и статьями устава ВС РФ №90-92).
  4. Ко дню исключения армейца из рядов личного состава с ним должен быть произведен полный расчет по ДД, продовольственному и вещевому обеспечению.
  5. До момента полного расчета вычеркнуть из списков военнослужащего можно только по его инициативе (ст.34, УП 1237).

Законный путь борьбы с произволом — обращение к командованию с рапортом о нарушении своих прав. Возможно, начальник даже не знает, что чинятся препятствия к законному увольнению. Если же он сам является инициатором задержек, то следует обращаться к вышестоящему руководству или в органы прокуратуры.

Формулировка о несоблюдении условий контракта имеет 2 значения.

Увольнение из армии может последовать за систематические НУК:

  • военнослужащим (существенно будет наличие фактов, зафиксированных в виде различных взысканий);
  • командованием или МО, когда нарушение направлено против армейца, и закон дает ему право на этом основании досрочно прекратить службу.

Среди наиболее распространенных можно назвать нарушения:

  • сроков выплаты ДД;
  • предоставления отпусков;
  • в сфере условий прохождения службы;
  • обеспечения (вещевого, продовольственного, жилищного).

Нарушение можно причислить к систематическим, если оно повторяется 3 и более раз. Наличие произвола придется доказывать.

Когда контракт периодически нарушается армейцем, то увольнение инициирует командование. Проступки, за которые были получены взыскания, могут привести к исключению военного из армейских рядов, и в дальнейшем иметь неприятные последствия.

Распространенной является ситуация, когда командир провоцирует военного написать рапорт на увольнение за НУК, если армеец желает уволиться досрочно, но не имеет на это достаточно оснований.

Мотивируется это тем, что другого способа покинуть службу нет. В результате военный, согласившийся на такую статью, лишается части выплат, и ставит крест на возможности:

  • восстановиться на службе;
  • занять должность на государственной службе;
  • устроиться на работу в одно из силовых ведомств.

Следовательно, если нареканий по службе нет, но появилась необходимость в срочном увольнении, нужно подобрать иную причину расторжения контракта, при которой удастся сохранить доброе имя, верность присяге, заработанные средства и регалии.

Социальные гарантии уволенным военнослужащим

Армейцам, прекратившим службу по причинам, не связанным с нарушениями ее условий, государство предоставляет набор социальных льгот и дополнительных выплат.

Гарантиям положенным лицам, уволенным с военной службы, посвящена 2 глава 76 ФЗ и ряд отдельных законодательных актов.

Всем, кто уволился с контрактной службы по ОШМ, состоянию здоровья или по достижению возрастного лимита МО гарантирует выплату единовременного пособия (Приказ МО №2700), если их выслуга составила:

  • более 20-ти лет — 7 окладов;
  • менее 20-ти лет — 2 оклада.

Размер выплаты увеличивается на 1 оклад, если армейцу присвоена правительственная награда.

Вышеперечисленным военнослужащим может назначаться военная пенсия, если на момент увольнения они имеют:

  • выслугу более 20-ти лет;
  • общий стаж 25 лет, половина из него пришлась на воинскую службу.

Если срок службы на момент ухода составил менее 20-ти лет, и не предусматривает получение военной пенсии, уволенному в течение года продолжают ежемесячно начислять сумму, равную окладу, соответствующему его званию.

Социальными гарантиями призывникам является возможность:

  • восстановиться в государственной должности в течение 3-х месяцев после окончания службы;
  • вернуться на работу/учебу в ту организацию, где боец трудился до призыва.

В сфере трудоустройства государство гарантирует военным преимущества при:

  • подборе должности в государственных структурах;
  • сокращении штата;
  • получении образования за счет работодателя;
  • предоставлении отпусков.

Бывшим военным время службы засчитывается в непрерывный стаж.

Если военный после увольнения причисляется к одной из льготных категорий, ему положены отдельные преимущества от МО и федеральной власти, включающие льготы по оплате ЖКХ, транспортных сборов и проезда, налоговых послаблений и медицинского обслуживания.

Набор льгот и гарантий военнослужащий может получить только после достойной службы, поэтому при увольнении важно уделить внимание зафиксированному сроку выслуги и причине отчисления из рядов ВС. Если приказ командования неправомерен, и портит «анкету», не следует бояться оспаривания решения в суде.

Основания для увольнения

В отличие от возможности уйти по собственному желанию, которая в отношении военных существенно ограничена, законных причин для принудительной отставки военнослужащего из армейских рядов достаточно.

Основаниями обязательного увольнения, которое должно инициировать командование, являются:

  • признание военного негодным к дальнейшей армейской службе;
  • достижение им пенсионного возраста;
  • конец срока контракта;
  • лишение армейца имеющегося воинского звания;
  • виновные действия, что привело к утрате доверия со стороны руководства;
  • избрание на выборную должность;
  • смена гражданства;
  • прекращение службы, из-за ее приостановки;
  • судебное решение (с лишением армейца свободы, по лишению права занимать определенные должности; при условном осуждении контрактника, если в суде доказан умысел на совершение преступления).

Законом утверждены причины, при которых увольнение возможно, но не обязательно.

В нижеперечисленных случаях решение по исключению контрактника из армейских рядов остается за командиром:

  • организационно-штатные мероприятия, аналог гражданской процедуры сокращения;
  • смена армейской службы на работу в силовых, ведомственных структурах, или на гражданскую должность в госорганах;
  • НУК;
  • отказ/приостановка доступа к гостайне;
  • приговор суда, лишивший армейца свободы условно, если его деяние признано действиями по неосторожности;
  • негативный результат аттестации о выполнении бойцом обязанностей в период испытаний;
  • перевод на гражданскую должность;
  • отказ от наркологического обследования;
  • совершение административного проступка под воздействием наркотических средств.

Чаще всего принудительное увольнение применяется за нарушение бойцом условий контракта, или как следствие наступления уголовной ответственности, при этом ему выносятся взыскания за административные и дисциплинарные проступки.

К дисциплинарным относятся правонарушения, касающиеся норм, содержащихся в уставах и контракте (ФЗ 76, ст.28.4). Наказанием за подобные правонарушения является вынесение взыскания, а в исключительных случаях — арест.

Увольнение может последовать за:

  • систематические проступки;
  • однократное, но грубое нарушение дисциплины.

Решение об исключении армейца принимает командир, но его рапорт вышестоящему начальству не может быть голословным. В отношении нарушителя должно быть произведено расследование. Доказательной базой являются документы, подтверждающие совершение противоправных деяний.

К административным проступкам причислены деяния, которые совершены в сфере общественного порядка, прав и свобод личности. По закону такие действия хоть и наказуемы, но не имеют состава уголовного преступления.

За подобные правонарушения предусмотрена административная ответственность по КоАП РФ от устного предупреждения и штрафа, до ареста и запрета на определенный вид деятельности. Выносить меру пресечения за административные преступления имеет право только суд.

Чаще всего мелкие нарушения наказываются дисциплинарными взысканиями.

Возможность уволить военного по данному основанию предоставлена командованию, если имеются доказательства его наличия.

В соответствии с УК РФ, совершение армейцем действий, квалифицированных как уголовные, приводят к наказанию. Когда приговор суда связан с лишением военного свободы, последний чаще всего подлежит увольнению.

Если срок отбывания не превышает 2-х лет, приговор может быть изменен на помещение военнослужащего в дисциплинарную часть, таким образом организуется изоляция преступника от общества, но увольнению из армейских рядов он не подлежит.

Вопрос о том, увольнять ли военного, остается на усмотрение начальства. Чаще всего уход оформляется как нарушение условий контракта по заключению аттестационной комиссии. Между тем, наличие судебного решения является косвенным подтверждением причины увольнения.

Это связано с тем, что данная статья при увольнении лишает военнообязанного права на материальную помощь, социальные пособия и военные премии, а также закрывает перед ним возможности дальнейшего прохождения службы.

В Федеральном законе РФ есть 51 статья, где описаны четкие основания увольнения с военной службы.

Общие основания для увольнения военнослужащего следующие:

  1. При достижении контрактником определенного возраста. Для каждого воинского звания и должности установлен свой срок.
  2. Окончание действия подписанного контракта. Военный имеет право продлить договор с армией или уйти.
  3. Состояние здоровья. Если на военно-врачебной комиссии служащего признают непригодным к продолжению службы, его уволят.
  4. Лишение воинского звания.
  5. Утрата доверия начальства. Сюда можно отнести неправомерные действия, которые привели к порче имущества армии или травматизации военнослужащих, кроме этого, предоставление недостоверных данных о доходах семьи.

Вступившее в силу уголовное или административное наказание, которое подразумевает запрет на занимание определенных должностей, также послужит причиной к увольнению.

Досрочное увольнение с военной службы может проходить по нескольким причинам:

  1. Увольняется по причине нарушения условий контракта непосредственно военный.
  2. Появились нюансы, независящие от сторон и не позволяющие нести службу далее.
  3. Инициатором досрочного увольнения выступает командир.

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы досрочно в следующих случаях:

  1. Организационно-штатные мероприятия. Имеется в виду реорганизация или ликвидация некоторых составляющих штата: должностей, числа военных.
  2. Переход контрактника на службу в другие структуры, например ОВД или таможню.
  3. Несоблюдение любого из условий контракта. Сюда относят невыполнение обязанностей, появление в части в неподобающем виде и т.п.
  4. Обвинительный приговор суда по статье УК или привлечение к административному наказанию.
  5. Военный признан не прошедшим испытание. Применяется такое основание в тех случаях, когда человек впервые подписал контракт с армией, но хочет уволиться.
  6. Перевод на гражданскую службу.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Без этих оснований военнослужащий не может быть уволен по закону до достижения им пенсионного возраста.

Кроме этих случаев, законом предусмотрены причины увольнения с военной службы по инициативе контрактника. Они могут быть такими:

  1. Нарушение контракта со стороны командования.
  2. По состоянию здоровья.
  3. По семейным обстоятельствам, например проживание семьи в другой стране, наличие малолетних детей или заболевших родственников, которым нужен уход.
  4. Переход на высокие должности в органы исполнительной власти или избрание его в Госдуму.

Эти и любые другие уважительные причины дают право контрактнику уйти из армии, а в дальнейшем при желании – продолжить служить.

Выплаты военнослужащему при увольнении по собственному желанию

Наиболее выгодным для военного является увольнение в тот момент, когда его выслуга уже составила 20 лет, при этом большое значение имеет причина ухода.

Положенные государством выплаты гарантированы только тогда, когда военный до конца соблюдал устав ВС, остался верен присяге, не замарал репутацию армии своим поведением и поступками.

По этим причинам в полном объеме заслуженные льготы, пособия и пенсия выплачиваются, если прекращение службы произошло по:

  • состоянию здоровья;
  • ОШМ;
  • достижению возрастного лимита нахождения в ВС.
Наименование выплаты Порядок выплаты Размер
ДД Выплачивается вся заработанная сумма, не выданная к моменту увольнения, за период до последнего служебного дня включительно Зависит от должности и звания, срока службы, квалификации, особых условий
Премии Выплачиваются одновременно с ДД За особые заслуги и достижения, выплачиваются и рассчитываются по представлению командования
Пособие за выслугу Выплачивается единовременно при увольнении Рассчитывается в окладах, зависит от срока службы:
до 10-ти лет — до 5 ок.;
10-15 лет — до 10 ок.;
15-20 лет — до 15 ок.;
20 и более лет — до 20 ок.
Для контрактников:
до 15-ти лет — 40% оклада;
после 15-ти лет — 40 3% за каждый дополнительный год
Компенсация за вещ. имущество Выплачивается тем, чья выслуга более 20-ти лет Сумма должна соответствовать стоимости неиспользованного имущества и формы
Компенсация утраты здоровья Выплачивается после предоставления документов, подтверждающих:
право на получение (заключение ВВК);
затраты на лечение (из медучреждения)
Сумма зависит от тяжести наступивших последствий или группы инвалидности
Затраты на лечение компенсируются в сумме, не превышающей годового оклада
Военная пенсия Положена тем, кто был уволен по возрасту, мед. показаниям или ОШМ
При этом должны быть соблюдены условия:
более 20-ти лет выслуги;
или 25 лет стажа, из которого не меньше половины — военный
Сумма зависит от:
должности;
звания;
размера ДД
Пенсия по инвалидности Предоставляется тем, чья инвалидность стала результатом травмы или заболевания, полученного на службе не по вине самого военнослужащего Зависит от группы инвалидности
Льготное ипотечное кредитование Доступно военным, отслужившим более 10-ти лет Не является обязательным, жилищный сертификат выдается желающим по заявлению

Увольнение военного по статье лишает права рассчитывать на большинство выплат. Оплате подлежит только реально отслуженное время (ДД).

Премии и пособия не положены тем, кто:

  • по суду лишен звания;
  • осужден на реальный срок;
  • осужден условно, но доказан умысел на совершение преступления;
  • по суду не имеет права занимать определенные должности;
  • уволен по НУК;
  • осужден условно, если его неосторожные действия имели тяжелые последствия;
  • уволен за нарушения порядка несения службы;
  • уволен, как утративший доверие или доступ к информации;
  • уволен, как не прошедший испытательный срок по контракту;
  • уволен за отказ от обязательного наркологического мед. освидетельствования или административный проступок, совершенный в состоянии опьянения (наркотического, токсического и так далее).

Часть выплат не положена тому, кем осуществлен переход на иную ведомственную службу. Это не снимает с армейца регалий, и хотя юридически считается увольнением, но по сути является переводом на другую должность, следовательно, военным не выплачиваются дополнительные пособия, положенные тем, кто службу в ВС окончил.

  1. Единовременное пособие. Размер его зависит от продолжительности службы. Если на момент  исключения из списков части срок службы составляет более двадцати лет, то военнослужащий имеет право на получение семи окладов своего денежного содержания, если продолжительность службы менее двадцати лет, то военнослужащий получит два оклада.  Если у военнослужащего имеются государственные награды, которыми он был удостоен за несение воинской службы, то дополнительно ему может быть выплачен один оклад денежного содержания.
  2. Премия. Перед увольнением военнослужащий за добросовестное и эффективное выполнение своих обязанностей может быть поощрен в виде премии, размер которой может составлять до двадцати пяти процентов от оклада военнослужащего.
  3. Материальная помощь. Эта ежегодная выплата производится в размере одного (не менее) оклада военнослужащего.

Размеры вышеуказанных выплат для каждого военнослужащего будут разными. Окончательная сумма зависит от воинского звания военнослужащего и занимаемой им должности на момент увольнения.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Если у вас остались какие-либо вопросы по поводу увольнения военнослужащего по собственному желанию или вам требуется помощь для обжалования решения об увольнении в суде, то наш дежурный юрист готов оперативно ответить вам на все вопросы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридическая помощь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector